АМБРОДЖО ЛОРЕНЦЕТТИ

АМБРОДЖО ЛОРЕНЦЕТТИ (около 1295 – 1348 гг.) – итальянский живописец, представитель сиенской школы, которая переживала свой расцвет в первой половине XIV в. Дата рождения Амброджо Лоренцетти (так же как дата рождения его брата Пьетро) неизвестна, однако известно, что оба брата умерли во время эпидемии чумы, разразившейся в Сиене в 1348 г. Большинство исследователей считают Пьетро старшим братом, опираясь, главным образом, на документ, относящийся к 1305 г., где упоминается художник Петруччо ди Лоренцо. Возможно, Пьетро Лоренцетти учился у Дуччо; его искусство ближе сиенской традиции, чем творчество его брата. Многочисленные изображения Мадонны с Младенцем у Пьетро Лоренцетти добавляют ноты трагической остроты и нежности к сложившейся трактовке этой темы. Вероятно, на него произвели сильное впечатление произведения Джованни Пизано – одного из самых значительных тосканских мастеров скульптуры начала XIV в. Монументальность форм в произведениях Пьетро выражена меньше, чем у Амброджо, но тоже содержит в себе некий момент скульптурности. В работах же Амброджо есть что-то от джоттовской монументальности. Поскольку творческие пути двух братьев были тесно связаны, в их живописи соединились элементы сиенской и флорентийской школ. Исследователям имя Амброджо до 1319 г. нигде обнаружить не удалось. В 1320-х гг. он был включен в списки членов флорентийской гильдии живописцев. Разносторонне образованный человек, Амброджо проявлял большой интерес к античной культуре, был сведущ в науках и литературе. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях наиболее прославленных живописцев» посвятил ему маленькую, но очень лестную главу, описывая Амброджо как человека философского склада ума, который «переносил с духом умеренным и спокойным добро и зло, даруемые судьбой». Кроме того Вазари пишет, что Амброджо Лоренцетти был почитаем современниками не только как художник, но и как литератор, что он постоянно общался с людьми учеными и заслуженными, и «скорее напоминал дворянина и философа, чем художника…» Проработав несколько лет во Флоренции, Амброджо имел возможность хорошо познакомиться с искусством Джотто, которое произвело на него большое впечатление. В своих произведениях он уделял особенно большое внимание передаче пространства. При этом в отличие от Джотто Лоренцетти не ограничивает пространство узким слоем переднего плана, а в ряде своих картин создает обширные панорамы с далеким горизонтом. Пейзажи и интерьеры у него свидетельствуют о больших успехах в построении перспективы. Его фигуры пластичны и материальны, нередко в них можно почувствовать отзвуки античной традиции. Меньше внимания художник уделяет активизации действия в передаче человеческих характеров и страстей. Искусство Амброджо носит повествовательный характер, композиции включают нередко множество эпизодов и лишены ясно выраженного центра. Зато с большой любовью он передает многочисленные детали из наблюдений над жизнью. Наиболее раннее произведение, которое может принадлежать Амброджо (подписанное и датированное), – «Мадонна с Младенцем» (1319 г., Музей религиозного искусства в Сан Кашано Валь ди Пеза). Уже в этой ранней работе ощущается его интерес не столько к традиционно сиенской певучей линии, сколько к объемности и массе. Мадонна в этой картине монументальна, она выглядит застывшей в напряжении. Влияние Джотто и Арнольфо ди Камбио можно проследить и в последующих его произведениях. Интерес Амброджо Лоренцетти к достижениям флорентийской школы выразился в неоднократных поездках во Флоренцию. Первый раз его пребывание в этом городе документально зафиксировано в 1321 г., правда, в роли должника.

 



 
PR-CY.ru