Словарь по христианству А АНТОНИО Аверлино Филарете

АНТОНИО Аверлино Филарете

АНТОНИО Аверлино Филарете (Антонио ди Пьетро Аверулино, по прозванию Филарете; 1410–1469 гг.) – итальянский архитектор, скульптор и теоретик архитектуры. Местом его рождения, видимо, следует считать Флоренцию, а учителем – Лоренцо Гиберти. По заказу папы Евгения IV (1431–1447 гг.) Филарете на протяжении 12-ти лет трудился над бронзовыми вратами старой (впоследствии разрушенной) базилики Святого Петра в Риме; работа была завершена в 1445 г. В 1451 г. по приглашению герцога Франческо Сфорца Антонио Филарете перебрался в Милан, где начинает перестраивать крепость (кастелло) Сфорческо. Он разработал план идеального города, названного им Сфорцинда (назван так в честь миланского покровителя Филарете), очертания которого имеют вид правильной восьмиконечной звезды с дворцом и общественными зданиями в центре. Утопический город окружен мощной крепостной стеной и своим планом противостоит хаотической средневековой застройке. Башни высятся в вершинах каждого из восьми лучей этой звезды; из центра к ним тянутся проспекты. Город связан с внешним миром через систему каналов. В центре Сфорцинды находится главная площадь с собором. Главное произведение Антонио Филарете – Большой Госпиталь (Оспедале Маджоре) в Милане (около 1456 г). Несмотря на свое отрицательное отношение к готике Филарете внес в обработку здания детали готического характера. Постройка здания была продолжена Гуинифорте Солари (который в 1475 г. выполнил также отделку фасада собора и клуатр Картезианского монастыря Чертоза в Павии близ Милана). Антонио Филарете работал также над замком Сфорца и над собором в Бергамо. Около 1465 г. он завершил свой обширный «Трактат об архитектуре» («Trattato di architectura»), который насыщен астрологическими выкладками ( долгое время он циркулировал в рукописи и был напечатан только в 1894 г.). Большая часть трактата построена в диалогической форме и посвящена детальному описанию идеального города. Вскоре после этого Антонио Филарете впал в немилость у миланских властей, поскольку критически оценил в своей книге ломбардскую готику.

 
PR-CY.ru