Словарь по христианству А АНДРЕА МАНТЕНЬЯ

АНДРЕА МАНТЕНЬЯ

АНДРЕА МАНТЕНЬЯ (около 1431–1506 гг.) – один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии. Творчество Мантеньи выросло на сложной основе. С одной стороны, он был связан, как и его учитель Франческо Скварчионе, со стойкой в Падуе готической традицией, с другой – его искусство отмечено страстным увлечением античностью. Если на первых порах это увлечение сказывалось, главным образом, в археологически точном воспроизведении античных костюмов, оружия, введении классических архитектурных форм, то позднее он более глубоко воспринял искусство классической древности, которое помогло ему преодолеть унаследованные от готики черты условности. Мантенья хорошо знал искусство Флоренции и, подобно некоторым флорентинцам, был увлечен изучением новых возможностей, которые открывала перед художниками линейная перспектива. Поэтому его творчество стало главным связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции и более поздним расцветом искусства в Северной Италии. Изображение человеческой фигуры в сложных и необычных ракурсах, построение перспективы с пониженной точки зрения, возможности иллюзорного решения росписи – вот проблемы, которые постоянно занимали Мантенью. Но он был не только аналитиком. Искусство Мантеньи страстно и патетично. Черты повышенной экспрессии, которая характеризует искусство североевропейской поздней готики, сочетаются в его произведениях с античным пафосом. Между 1441 и 1445 гг. Андреа был записан в цех живописцев в Падуе как приемный сын Франческо Скварчионе, местного художника и антиквара, в мастерской которого работал до 1448 г. В 1449 г. Мантенья приступил к созданию фресковой декорации капеллы Оветари Эремитани в Падуе (разрушенной во время Второй мировой войны). Его ранние произведения отмечены чертами суровости и величия. Во фресках падуанской церкви Эремитани Мантенья рассказал эпизоды из истории св. Иакова с подлинным драматизмом. В сцене казни Иакова он представил момент, когда палач замахнулся тяжелым молотом, готовясь раздробить голову лежащего на земле святого. Жестокости этой сцены соответствует и суровость пейзажа, изображенного в виде бесплодной местности с возвышающейся в отдалении высокой, почти отвесной каменной скалой. В сцене «Святой Иаков перед Иродом Агриппой» в капелле Оветари все анатомические детали, складки драпировок и элементы архитектуры жестко и отчетливо прорисованы. Поверхности предметов выглядят упругими и плотными, воздух кажется кристально прозрачным. Перспективные эксперименты Мантеньи нашли отражение и во фреске «Шествие св. Иакова на казнь», где вся сцена представлена с пониженной точки зрения. Место действия на этот раз – античный город с величественными зданиями и арками. Фигуры переднего плана показаны в легком ракурсе, а архитектурная декорация построена строго по законам перспективы. Знание правил линейной перспективы Мантенья почерпнул от мастеров тосканской школы, возможно, непосредственно от Донателло и других флорентийских художников, которые работали в эти годы в Падуе. Триумфальная арка на заднем плане фрески вызывает в памяти древнеримские монументы, а солдаты на переднем плане и рельефы, украшающие арку, напоминают изображения на античных монетах и произведения скульптуры. Увлечение античностью проявляется во всех фресках цикла: повсюду античные воины, воспроизведение античных костюмов, оружия, архитектуры. Вместе с тем в этих фресках сказывается и близость Мантеньи к северной готике, проявляющаяся в удлиненности фигур, жесткости и резкости контуров, угловатости движений.

 



 
PR-CY.ru