АНТОНЕЛЛО да МЕССИНА

АНТОНЕЛЛО да МЕССИНА (около 1430–1479 гг.) – итальянский живописец Раннего Возрождения, считается первым итальянцем, работавшим в технике масляной живописи. В пластически ясных, поэтических картинах, острохарактерных портретах с использованием техники масляной живописи Антонелло добивается глубины цвета, насыщенного светом («Распятие», 1477 г., «Св. Себастьян», 1476 г.). Он соединил в своем творчестве две различные художественные традиции – итальянскую и нидерландскую, т.к. Неаполь, Палермо и Мессина были тесно связаны с Пиренейским полуостровом, Францией, Провансом и Нидерландами. Уже в самых ранних дошедших до нас достоверных работах Антонелло («Распятие», около 1455 г., Музей искусств, Бухарест; «Святой Иероним», около 1460 г., и образ «Христа-Спасителя», 1465 г., обе – Национальная галерея, Лондон) влияние нидерландцев ощутимо не только в заимствовании иконографии, но и в трактовке окружающего мира. Так, пейзажный фон «Распятия» (изображена мессинская бухта) изобилует множеством подробностей и деталей, воссозданных с чисто «нидерландской» скрупулезностью и тщательностью; они есть и в сложных пространственных и световых эффектах изображения «Святого Иеронима». Однако от нидерландских образцов картины Антонелло отличаются типично итальянской, пластичной моделировкой форм и ясностью построения пространства. О его поездке в Нидерланды, где Антонелло познакомился с техникой масляной живописи, сообщает автор биографии художника, Джорджо Вазари. Это сообщение, ранее считавшееся вымыслом, кажется вполне правдоподобным. Не менее важным для сложения манеры Антонелло было усвоение уроков живописи Раннего Возрождения. Итальянская тяга к идеальной типизации, к пластической обобщенности в сочетании с «нидерландской» натурализацией претворяются в живописи Антонелло после 1470 г. в особенный стиль. Его алтарные образы (например, дошедшие до нас в плохой сохранности «Благовещение», 1474 г., Национальный музей, Сиракузы; «Полиптих Св. Георгия», 1473 г., Национальный музей, Мессина), изображения Мадонны и Христа («Се человек») характеризуются сложным взаимопроникновением нидерландских и итальянских форм и иконографии. Из гуманистической концепции искусства Ренессанса вытекало и то, что мы теперь называем «светским», «мирским» характером искусства, который, однако, еще не означал полной безрелигиозности. Было бы наивно думать, что религиозные сюжеты (их в ренессансном искусстве не меньше, чем в средневековом) являлись чистой условностью. Нет, в них вкладывалось религиозное чувство, но ведь это чувство в ходе истории принимало столько обликов, сколько и сама история. Для людей эпохи Возрождения, так высоко ценивших собственные возможности и так дороживших миром, где они жили, дистанция между реальным человеком и Богом сильно сократилась, в искусстве же дошла до почти полного исчезновения грани. Все, что они любили и чем любовались, вплоть до изысканных женских причесок, богато расшитых тканей и великолепной сбруи коней, они считали достойными атрибутами священной истории. Обоготворяя настоящее, они стремились его в ореоле наибольшего совершенства: если женщина – то прекраснейшая из прекрасных, если апостол – то мудрейший их мудрых, если пир – то с самыми обильными яствами, если битва – то предельно яростная. «О, если бы у человека было не пять, а пятьдесят или пятьсот чувств!» – восклицал автор трактата «О наслаждении» Лоренцо Валла (1405 или 1407 – 1457 гг.). Антонелло родился в Мессине, на Сицилии, в семье скульптора. Примерно между 1450–1455 гг. он обучался в Неаполе в мастерской живописца Колантонио, в 1456 г. у него уже появляется собственная мастерская в Мессине. В 1457 г. братство св. Михаила в Реджо-ди-Калабрия заказало Антонелло роспись хоругви. Вероятно, он имел немало подобных заказов, с ними связаны его поездки по Южной Италии.

 



 
PR-CY.ru