Словарь по христианству А АНТОНИО дель ПОЛЛАЙОЛО

АНТОНИО дель ПОЛЛАЙОЛО

АНТОНИО дель ПОЛЛАЙОЛО (собственно Бенчи; 1433–1498 гг.) – итальянский живописец, скульптор, ювелир и гравер, представитель флорентийской школы позднего кватроченто. Испытал влияния Донателло и Андреа дель Кастаньо. В произведениях Поллайоло экспрессивность соединяется с рационалистическим пафосом познания закономерностей реального мира. Он одержим страстью исследования человеческой фигуры в различных положениях. Как и все ренессансные мастера, он очень усердно занимался всевозможными «формальными проблемами», нисколько этого не скрывая. Эти проблемы выдвигала общая гуманистическая концепция искусства, увлеченно и страстно исследующего мир. Характерный пример экспериментирующей живописи Антонио дель Поллайоло – картина «Святой Себастьян». Мифическая история о юноше, осыпанном градом стрел и сожженном на костре за свою веру, была необычайно популярной в искусстве Возрождения: чуть ли не каждый художник создавал своего собственного Себастьяна. Привлекала тема стойкости духа, но не последнюю роль играло и то, что Себастьяна можно было написать обнаженным: нагое юношеское тело, содрогающееся от жалящих стрел, – сущий клад для изобразительных поисков. Палачей, стреляющих в Себастьяна, Поллайоло располагает попарно, причем оба персонажа находятся в одинаковой позе, т.е. как бы зеркально удвоенной. Два наклонившихся человека на первом плане – это, в сущности, один и тот же человек, только в одном случае он показан со спины, а в другом – спереди. Из-за различия точек зрения кажется, что и позы разнообразны. Изображать так, как мы видим, как «изображает» поверхность зеркала – вот исходное стремление ренессансных художников, которые в то время было подлинным революционным переворотом. Ведь мы видим вещи не изолированно, а в единстве со средой, где они находятся. Среда для ренессансных художников пространственна, пространство имеет глубину, предметы, располагаясь в пространстве, видятся в сокращениях. Затем – наше зрение стереоскопично: мы видим предметы рельефными, осязаемыми, крутящимися. Отсюда – пластичность изображения; живопись вторгается в область скульптуры и с увлечением добивается иллюзии пластического объема на плоскости. Культ изысканной, уверенной линии, характерный для живописи Поллайоло, свидетельствующей об интересе к механике человеческих движений, анатомии, перспективе и пейзажу («Геракл и Антей», около 1465 г., Галерея Уффици, Флоренция; «Похищение Деяниры», Музей Йельского университета, Нью-Хейвен), проявляется и в его скульптурных работах (гробница папы Сикста IV в гротах Ватикана, бронза, 1489–1493 гг.). Те же черты присущи гравюрам Поллайоло резцом на меди, которые порой служили мастерам Возрождения образцами при изображении обнаженного тела. Антонио Поллайоло нередко сотрудничал со своим братом Пьеро (1443–1496 гг.).

 
PR-CY.ru