АРНОЛЬФО ди Камбио

АРНОЛЬФО ди Камбио (около 1245 г. – до 1310 г.) – итальянский скульптор и архитектор, представитель Проторенессанса. Ученик и помощник Никколо Пизано (около 1220 – между 1278 и 1284 гг.), он воспринял от него интерес к античному наследию, наделял свои изваяния монументальной пластичностью, телесной мощью (гробница кардинала де Брей в церкви Сан-Доменико в Орвието, мрамор, около 1282 г., работа над ракой святого Доминика в церкви Сан-Доменико в Болонье, 1264–1267 гг., и над кафедрой собора в Сиене, 1265–1268 гг.). Вместе с учителем ди Камбио представлял линию в Проторенессансе, решительно противостоящую готике, когда та была еще в полном расцвете. Их мускулистое, тяжеловесное искусство рождено поисками новых форм для нового, созревающего, но еще не откристаллизовавшегося содержания. Они интуитивно искали форм ясных, плотных, рационально упорядоченных и расчлененных. В Италии эти поиски стимулировались сохранностью многих античных римских памятников. После нескольких столетий, в течение которых их созерцали равнодушно, теперь интерес к ним колоссально возрос. Проторенессансная архитектура и скульптура отрицали готическую идею необозримого, растущего во все стороны пространства, и членило его на отчетливые, успокоительно завершенные зоны. «Расчленение» стало впоследствии прямо-таки страстью ренессансных художников. Архитектор и теоретик Альберти начинал свой трактат «О зодчестве» словами: «Вся сила изобретательности, все искусство и умение строить сосредоточены только в членении». Стиль Пизано и ди Камбио как бы предваряет, в общей схеме, тот строй ясных и соразмерных человеку форм, который впоследствии так возлюбило Возрождение: вот почему эту романскую архитектуру и скульптуру Италии исследователи называют проторенессансной по духу. Арнольфо ди Камбио, так же, как и художник римской школы Пьетро Каваллини, был наравне с Никколо Пизано подлинным создателем проторенессансного искусства и во многом идейным предшественником великого Джотто. Ярко выражая в скульптуре идеи Проторенессанса, в архитектуре Арнольфо ди Камбио выступил как типичный представитель итальянской готики (начатые в конце XIII в. церковь Санта-Кроче и Палаццо Веккьо во Флоренции). Как архитектор ди Камбио был даже более известен. Он был первым создателем проекта фасада Флорентийского собора и строитель Палаццо Веккьо во Флоренции. Возможно, что он был знаком с образами греческой скульптуры V в. до н. э., т.к., в отличие от своего учителя, опиравшегося на позднеримские традиции, Арнольфо ди Камбио, как ни один из современных ему мастеров, воспринял дух и художественную традицию греческого искусства. Арнольфо ди Камбио был главным помощником Никколо Пизано в работе над мраморной кафедрой собора в Сиене, но вскоре начал работать самостоятельно в жанре погребальной скульптуры. В 1266–1267 гг. ди Камбио находился в Риме, на Капитолии сохранилась статуя короля Карла I Анжуйского его работы. Около 1282 г. он закончил памятник кардиналу де Брей в церкви Сан Доменико в Орвието. Изваяние Мадонны на гробнице кардинала ди Камбио создал из переделанной статуи римской богини Изобилия. Возможно, что и проект собора принадлежит ему.

 



 
PR-CY.ru