Словарь по христианству А АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ МЕТОД

АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ МЕТОД

АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ МЕТОД – метод иносказательного толкования текста, использовавшийся христианскими экзегетами для интерпретации Библии. Был разработан Александрийской школой экзегезы. «Авторами» аллегорического метода принято считать Филона Александрийского, Климента Александрийского и Оригена, которые впервые применили его к Ветхому Завету. Сторонники метода исходили из мысли, что в Священном Писании главное учение преподается прикровенно, с помощью аллегорий и символов. Филон различал «тело» (буквальный смысл) и «душу» Священного Писания, ключ к пониманию которой дает аллегорический метод. Ориген, который видел основную и самую трудную задачу христианина в отыскании духовного смысла Священного Писания, утверждал: «Как человек состоит из тела, души и духа, точно так же и Писание, данное Богом для спасения людей, состоит из тела, души и духа» («О началах», IV, 11). «Телом» Ориген называл буквальный, исторический смысл, «душой» – то, что раскрывается в более проникновенном понимании смысла, а духом – глубинные тайны Писания, которые приоткрывает аллегорическое толкование. Аллегорический метод опирался не только на античную традицию, воспринятую у иудейской александрийской школы, но и на сам многоплановый, многозначный смысл Слова Божьего, который обнаруживается по мере постижения священного текста. Отцы и учители церкви, которые придерживались аллегорического метода, справедливо утверждали, что не все в Библии «лежит на поверхности», а, напротив, многое скрыто от первого непосредственного восприятия. Аллегорический метод был формой изложения библейских истин на языке умозрительного богословия. Так, свт. Григорий Назианзин рассматривает библейский Эдем как аллегорию высшего Богообщения («Песнопения таинственные», 7), а свт. Амвросий Медиоланский трактовал Адама как аллегорию разума, Еву – как аллегорию чувства («О Рае», 2). При помощи аллегорического метода объяснялись многие антропоморфизмы в Библии и обнаруживался богословский смысл, скрытый за сказаниями и образами Ветхого Завета. Однако, не владея в достаточной мере ключом к символике Древнего Востока (которую часто использовали авторы Священного Писания), раннехристианские комментаторы-аллегористы нередко вынуждены были прибегать к весьма произвольным догадкам. Для боле позднего богословия характерно толкование самого внешнего мира как аллегории, через раскрытие которой лежит путь к познанию Абсолюта и обожению. Аллегорический метод получил значительное распространение не только на христианском Востоке, но и в современных протестантских герменевтических системах. В Новое время задачу, аналогичную аллегорическому методу, пыталась решить школа демифологизации.

 
PR-CY.ru