АКСИОЛОГИЯ - Страница 4

Объективно-идеалистическая аксиология иногда называется аксиологическим «реализмом». Объективный порядок бытия представляется как объективный «порядок ценностей», составляющий предмет «онтологии ценностей». К такого же типа построениям относится аксиология неотомизма и других религиозно-идеалистических систем (например, персоналистская аксиология). Аксиологический «реализм» приводит к самоотрицанию аксиологии, поскольку стирается грань между сущим и должным, разграничение которых является непременной основой всякой аксиологии. С другой стороны, аксиологический «натурализм» (субъективно-идеалистическое учение) также подрывает основы аксиологии, поскольку выводит ценности и соответствующие им оценки из «интереса» или «ситуации», обусловленных индивидуальным бытием человека. Таким образом, в своем последовательном развитии аксиология в обоих своих течениях (объективистском и субъективистском) приводит к самоопровержению своего основного положения о несоизмеримости и взаимной несводимости фактов и ценностей, идеалов и действительности. Промежуточную позицию между аксиологическим субъективизмом и аксиологическим «реализмом» занимают неокантианская и феноменологическая школы аксиологии, неореалистическая теория ценностей (Перри) и понимание ценностей как «третичных качеств» (Д. Мур). Аксиология, особенно ее объективно-идеалистическая линия, неизбежно смыкается с теологией, поскольку она выходит за рамки человеческого бытия и принимает характер учения о «космической целесообразности». Для оправдания и обоснования теоретических ценностей капиталистической культуры аксиологи вынуждены прибегнуть к помощи так называемых «космических», попросту – религиозных санкций. В целом аксиология представляет собой совокупность идеалистических учений, направленных против исторического материализма, научной социологии, и является апологией идеологических «ценностей» капиталистического мира. По словам Эрбена, представителя американской аксиологии, «история современной аксиологии является, таким образом, в известном смысле историей культуры, борющейся за самое свое существование». Отвергая аксиологию как идеалистическое учение о ценностях, диалектический материализм не отрицает необходимости научного исследования связанных с различными формами общественного сознания категорий ценности, цели, нормы, идеала, их объяснения на основе объективных закономерностей общественного бытия и обусловленных им закономерностей общественного сознания.



 
PR-CY.ru