АКСИОЛОГИЯ - Страница 2

В баденской школе неокантианства (Виндельбандт, Риккерт, Кон и др.) разрабатывается онтология ценностей, постулирующая их трансцендентное и объективное смысловое существование, лежащее в основе любых субъективных актов оценки и ценностных предпочтений. Хотя самое название «аксиология» этой школой не применяется, но именно она положила начало всему последующему развитию аксиологии. Так, ценности, по Риккерту, не являются ни существующими, ни несуществующими, ни объективными, ни субъективными, а только имеющими значимость. Социальные явления, рассматриваемые как ценности, аксиология переносит из сферы объективного научного познания в сферу телеологии, тем самым задача открытия законов общественной жизни подменяется задачей определения ее норм. Иную по существу концепцию выдвинули представители философии жизни. Так, Дильтей ставит проблему различия логических категорий, посредством которых мы познаем природу, и «категорий духовного мира» (ценность, понимание, смысл, цель, значение), посредством которых только и может быть схвачена и выражена сфера человеческих переживаний и духовного творчества. Объективному познанию истории и культуры аксиология противопоставляет их нормативное телеологическое истолкование (телеология – учение о целесообразности бытия). Общественные науки как науки о ценностях выключаются из научного познания как познания законов бытия. «Миру действительности» противопоставляется «лежащее по ту сторону субъекта и объекта» «царство ценностей». Риккерт постулирует еще и «третье царство», опосредующее первые два, – «царство смысла», образуемое актами оценки. Рассматривая науку как явление культуры, а научную истину как одну из культурных ценностей, неокантианцы, таким образом, вовлекали теоретическое познание в орбиту аксиологии. Научное познание у них получило свое место в ряду других ценностей, и философия превратилась в универсальное учение о ценностях со своей системой и иерархией ценностей, включающей в себя как составную часть также логику и теорию познания. Однако познание объективных законов развития общества вытесняется у аксиологов конструированием различных иерархий ценностей. На этих иерархиях ценностей, в свою очередь, строятся типизации мировоззрений и иерархии типов личностей. Критический пересмотр понятия ценности предпринимает Ф. Ницше, подметивший тот факт, что ценностным представлениям, когда они становятся достоянием массового сознания и тем более – когда они приобретают идеологический характер, свойственны репрессивность, языковой фетишизм и выхолащивание жизненно значимого содержания. Идеи Ницше будут интенсивно разрабатываться в аксиологических доктринах XX в., особенно в постмодернистской традиции. Один из самых глубоких вариантов аксиологии был заложен феноменологической школой, в особенности М. Шелером. В противовес формалистической и рационалистической этике Канта им разрабатывалась «материальная этика ценностей», в которой подчеркивалась особая роль интуитивного переживания и воплощения ценностных содержаний рациональной рефлексии. У Шелера ценностная иерархия личностей представляется (по нисходящей линии) следующим образом: 1) святой, 2) гений, 3) герой, 4) духовный вождь, 5) художник. Шелер постарался также выявить «материальные» априорные структуры ценностных переживаний в виде иерархии бинарных модальностей: приятного и неприятного, любви и ненависти, благородного и неблагородного, симпатии и антипатии.

 



 
PR-CY.ru