АКСИОЛОГИЯ

АКСИОЛОГИЯ – учение о ценностях как основаниях целеполагающей деятельности людей, сложившееся к началу XX в. в буржуазной философии и получившее в последние десятилетия широкое распространение как одна из основных отраслей современной идеалистической философии. Сам термин «аксиология» впервые был применен французским философом П. Лапи (в 1902 г.) и немецким философом Э. Гартманом (в 1908 г.). Центральное понятие аксиологии, определяющее предмет ее изучения, – понятие «ценности». Аксиологи видят свою задачу в исследовании ценностей всех типов, их взаимоотношений и самой природы ценности. Ценность, согласно аксиологии, – телеологическая, нормативная категория, объемлющая все, что может быть целью, идеалом, предметом влечения, стремления, интереса. Центральное для аксиологии понятие ценности фиксирует важнейший аспект существования человека – его способность к активному и сознательному преобразованию мира и самого себя в соответствии со значимыми для него идеальными представлениями. В самом общем виде выделяются ценности материальные, социальные и духовные. В первых выражается отношение человека к вещам и процессам окружающего мира с точки зрения их способности удовлетворить его жизненно важные потребности (в пище, одежде, комфорте и т.п.). Социальные ценности (например, представления об интересной работе, профессиональном успехе, общественной справедливости, рациональном государственно-политическом устройстве и т.п.) обеспечивают деятельность человека как социального существа. Наконец, благодаря духовным ценностям человек реализует себя как творческую и нравственную индивидуальность: созидает (и интерпретирует) художественные произведения, оценивает поведение окружающих и свое собственное и т.д. Отличительными чертами ценностных представлений являются: а) их бинарный характер, т.е. наличие противоположных ценностных модальностей, предполагающих личный волевой выбор (приятное – неприятное; доброе – злое; прекрасное – безобразное; справедливое – несправедливое); б) иерархичность как позитивных, так и негативных ценностей. При этом само смысловое содержание ценностных представлений является очень различным и определяется в зависимости от культурно-исторического контекста. Категория ценности в определенной степени противостоит гносеологической (т.е. познавательной) категории истины. На это обратил внимание еще Аристотель, разделявший разум на теоретический (или созерцательный) и практический (или этико-политический). Последний, согласно Аристотелю, «от созерцательного ума… отличается своей направленностью к цели». Впоследствии жесткое различие между теоретическим и ценностно-практическим разумом будет отстаивать Кант, с которого, собственно, и можно начинать отсчет аксиологии как самостоятельной сферы философских исследований. Кантовское противопоставление теоретического и практического разума и признание автономии и примата практического разума по отношению к теоретическому послужило исходным пунктом развития аксиологии. Для Канта человек, с одной стороны, есть природно-телесное существо, включенное в необходимые природные связи, а потому вынужденное познавать их посредством соответствующих им врожденных логико-теоретических способностей, а с другой – он свободно волящее нравственное существо, руководствующееся в своей деятельности ценностными максимами практического разума. Однако лишь во второй половине XIX в. своеобразие ценностного бытия человека получает систематическое и разнообразное осмысление.

 



 
PR-CY.ru