Словарь по христианству А АЛЕКСАНДЕР Сэмюэль

АЛЕКСАНДЕР Сэмюэль

АЛЕКСАНДЕР Сэмюэль (1859–1938 гг.) – английский философ. Основным в его метафизике является всеохватывающая схема «эмерджентной эволюции» (от англ. emergent – внезапно возникающий). Основание этой схемы располагается «ниже» физико-химического уровня, точнее, на субматериальном уровне – это само «пространство-время». Оно динамично, конституируется множеством точек-мгновений. Из него как из чего-то первичного возникает все. По сути идеалистически интерпретируя теорию относительности, Александер утверждал, что «пространство-время есть система движений, и могли бы назвать пространство-время движением… Точки-моменты должны рассматриваться не как физические электроны, но как метафизические элементы… Они действительны, но, если простительно явное противоречие, они – идеальные действительности». («Точки-моменты» у Александера суть конечные единицы пространства-времени.) Следующий уровень – материя, из которой возникает жизнь, но не как эпифеномен, а как новый уровень сложности. Есть разные уровни жизни, и на уровне организмов с высокоразвитой нервной системой появляется сознание. Материал мира, согласно его мнению, нейтрален по отношению к сознанию и реальности. Акт сознания у Александера – это волевое движение, реакция на объект, который постигается именно движением воли – «содержание» ментального акта не является бледной копией его объекта. Этому содержанию присущи психологические свойства, характерные для ментального акта как процесса, а именно: интенсивность и направленность. Познание (свойственное, по Александеру, и «психической» компоненте вещей: «материальности» в неорганической природе; «качеству жизни» – в органической; «божественности» – в мире в целом) сводимо к соприсутствию объекта и субъекта. При этом «объекты обязаны сознанию только тем, что они познаются»; познаваемый объект не выводится из опосредующих представлений, а постигается сознанием непосредственно – в виде собственной «перспективы». Как отмечал Александер, «истина, руководимая реальностью, создается в процессе общения умов путем взаимного подтверждения или опровержения мнений». Философ не допускал существования степеней истины, но полагал возможность ее эволюции. Умозаключение трактуется им как предмет логики, и оно, по его версии, «делает совершенно очевидным, что истина есть не просто реальность, но единство реальности с сознанием, ибо умозаключение вплетает суждения в систему, система же и последовательность принадлежат реальности как таковой, но лишь в отношении к сознанию». Общий ключ к пониманию философского мировоззрения Александера правомерно усматривают в его трактовке Бога как цели и недосягаемого предела «эмерджентной эволюции», Бога как «бесконечного мира с его стремлением к Божеству». Бог вводится им в сам эволюционный процесс как его высшая цель. Александер утверждает, что Бог, как и все, имеет физический и сознательный аспекты. Его тело – это все пространство-время, включающее все конечные сущие. Но он не допускал придания божественного статуса пространству-времени, пусть даже бесконечному и творящему. В этом отношении Бог имманентен, но Бог трансцендентен в своей божественности. Носителем этой трансцендентности является та часть Вселенной, которая еще «впереди». Александер, таким образом, проводит различие между Богом и «Божеством». «Божество» обозначает своеобразный телеологический процесс самореализации Бога. «Божество» трансцендентно по отношению к пространственно-временной Вселенной. Бог в процессе эмерджентной эволюции Вселенной движется к «Божеству» как к некоей вечной цели. С определенными оговорками можно сказать, что Бог есть Вселенная, устремленная к Божеству. Она устремлена к реализации возможностей, содержащихся в Божестве, но мировой процесс, соответственно Бог, никогда не реализует всех возможностей, т.е. не становится Божеством в полной мере. Александер полагал, что философия может установить, что Бог как особая метафизическая сущность не существует, но философия призвана вести к Божеству, а не в обратном направлении. «Я верю, – писал он, – что теистическая концепция Бога в конечном счете требуется фактами природы». Согласно убеждению Александера, «философия, которая оставляет одну часть человеческого опыта в подвешенном состоянии, не найдя для нее места в мире истины, вызывает серьезные подозрения».

 
PR-CY.ru