Словарь по христианству А АНАСТАС КОРСУНЯНИН

АНАСТАС КОРСУНЯНИН

АНАСТАС КОРСУНЯНИН (ум. после 1018 г.) – один из ближайших сподвижников киевского князя Владимира Святославича (980–1015 гг.), Крестителя Руси; предположительно, фактический руководитель русской церкви в годы его княжения, по-видимому, грек. До 989 г. Анастас находился в Херсонесе (Корсуни) – центре византийских владений в Крыму. Корсунь был торговой колонией, в которой жило много балканских и восточных народов. Греческий разговорный язык объединял весь этот маленький интернационал. Но многие были двуязычными, а иные не были даже греческими патриотами. Таков был, видимо, и Анастас – человек славянского языка из балканцев. Его политическая карьера на Руси началась с предательства. Во время осады Корсуни князем Владимиром Святославичем (989 г.) Анастас перешел на сторону русского князя. Согласно преданию, в отправленном им стрелой из осажденного города послании сообщалось о местонахождении колодцев, из которых в город по трубам поступала вода. Перекопав трубы, Владимир прекратил доступ воды в город и тем самым вынудил корсунян сдаться. В благодарность за оказанную услугу Владимир приблизил Анастаса к себе и взял его с собой на Русь вместе с корсунскими священниками и многочисленными христианскими святынями, наградив его самым почетным местом настоятеля первого кафедрального собора в Киеве, так называемого Десятинного. В 991–996 гг. Владимир строит в Киеве церковь Пресвятой Богородицы (Десятинную) и поручает руководство ею Анастасу: «Украси ю иконами и поручи ю Настасу Корсунянину, и попы корсуньскыя… пристави служити в неи, вдавъ ту все еже бе взялъ в Корсуни: иконы и съсуды и кресты». Анастасу же передается и церковная десятина, установленная Владимиром от всего «именья» своего и «от градъ» в пользу церкви. В качестве блюстителя княжеского имущества Анастас действует и после смерти Владимира (15 июля 1015). Если Анастас и другие иерархические лица, знавшие два языка, были взяты князем Владимиром на службу в русскую церковь, то, конечно, при том условии, что они уже состояли в числе духовных лиц Охридской (Ахридской) Болгарской архиепископии, или с легкостью перешли под ее юрисдикцию. Не случайно в летописи фигурирует митрополит Киевский Лев, который в те годы был главой автокефальной Охридской митрополии и в этом смысле «возглавлял» вначале еще не сформировавшуюся миссионерскую русскую церковь. Он был взят Владимиром не буквально, а лишь призван был канонически главой русской церкви в первые годы ее существования, не переселившись в Киев. Это было для русской церкви временное, переходное каноническое положение. Именно этим временным отсутствием в Киеве фигуры местного митрополита и объясняется довольно странная при князе Владимире представительная, первенствующая роль Анастаса, не епископа по сану. Необходимо подчеркнуть, что в те годы Византия вела упорную борьбу с Болгарией, стремясь подчинить и ее автокефальную церковь юрисдикции Константинопольского патриарха. Император Василий II Болгаробойца (976–1025 гг.) окончательно сломил сопротивление Болгарии, ликвидировав и автокефальность ее Охридской архиепископии. Сам поход на Корсунь князя Владимира не является чем-то неожиданным и необъяснимым: он хотел получить канонического епископа не из Царьграда, а из Болгарии, сохранив тем самым в определенной степени и политическую независимость.

 



 
PR-CY.ru