Словарь по христианству А АЛЕКСАНДР ИЕРУСАЛИМСКИЙ

АЛЕКСАНДР ИЕРУСАЛИМСКИЙ

АЛЕКСАНДР ИЕРУСАЛИМСКИЙ – соправитель епископа, а позднее епископ Иерусалимский (Элии Капитолины) с 213 по 251 гг., святой, священномученик; память совершается в православной церкви 16 мая и 12 декабря (по юлианскому календарю), в католической церкви 18 марта. Был учеником великих учителей христианской церкви пресвитера Пантена (ум. между 200 и 202 гг.) и Климента Александрийского (около 150 – около 215 гг.), которому посвятил своё сочинение «Канон церковный, или Против иудействующих» (не сохранилось). Александр учился и дружил с Оригеном (около 185 – около 254 гг.). В одном из писем к нему он вспоминает: «Мы считаем отцами блаженных предшественников наших: …Пантена, воистину блаженного мужа и учителя, святого Климента, моего учителя и благодетеля, да и других таких же. Через них познакомился и я с тобой, человеком безукоризненным, господином и братом моим». При императоре Септимии Севере (193–211 гг.) Александр был заключён в темницу за веру и провёл в ней три года. Он так отличился своим исповеданием Христа, что в начале III в. был избран епископом города Флавии (находившегося в обширной области восточной части Малой Азии – Каппадокии). В 202 г. гонение вынудило учителя Александра (Климента Александрийского) покинуть Египет, и он направился к Александру. Климент застал его в тюрьме, откуда Александр направил послание к Антиохийской церкви по случаю избрания Антиохийским архиепископом исповедника Асклепида (около 227 – около 233 гг.). Письмо доставил Климент, управлявший кафедрой Александра во время его заточения. После освобождения из темницы Александр отправился из Каппадокии в Элию Капитолину «для молитвы и ради истории тех мест». Местные жители приняли его очень радушно и упрашивали не возвращаться домой. Причиной этого «Житие» называет чудесное ночное видение, в котором горожане видели, что они вышли за городские ворота принять епископа, предназначенного им Господом. С общего согласия соседних церквей Александр в 212 г. стал соправителем епископа Наркисса (185–211 гг. и 212–222 гг.), который из-за глубокой старости уже не мог нести епископское служение. Это – чрезвычайно редкий случай в практике древней церкви. В этом сане Александр управлял Иерусалимской церковью 38 лет, был известен своей любовью к просвещению. О своём сослужении с Наркиссом в конце одного из своих писем к жителям Антинои он пишет так: «Приветствует вас Наркисс, бывший до меня здесь епископом и теперь молитвенно трудящийся со мной. Ему исполнилось сто шестнадцать лет; он убеждает вас, как и я, пребывать в единомыслии». При Иерусалимской церкви Александр устроил за свой счёт значительную библиотеку из книг Священного Писания и существовавших в то время творений христианских писателей. Этой библиотекой, между прочим, пользовался в IV в. и знаменитый церковный историк Евсевий Памфил, который сохранил в своей истории сведения о жизни Александра Иерусалимского. В 215 (или 216) г., во время египетского похода императора Каракаллы (211–217 гг.), друг Александра и известный в то время учёный Ориген был вынужден бежать в Палестину. Из уважения к Оригену Александр позволил ему произнести в своём присутствии поучение в одной из иерусалимских церквей. За это разрешение мирянину поучать в церкви в присутствии епископа Александр подвергся осуждению Александрийского епископа Димитрия (189–231 гг.), врага Оригена.

 



 
PR-CY.ru