Словарь по христианству А АГАПИЙ II

АГАПИЙ II

АГАПИЙ II – антиохийский патриарх с 22 января 978 г. по сентябрь 996 г. (по другим данным – с 977 по 993 гг.). По происхождению араб. Будучи в сане епископа Веррии (Халеба), участвовал летом 976 г. в подборе кандидатур для замещения антиохийского престола после кончины в Тарсе патриарха Феодора (970–976 гг.). Агапий повез список кандидатов (куда было включено и его имя) в Константинополь на утверждение императору Василию II (975–1025 гг.). В это время Антиохия вышла из-под власти императора, присоединившись к мятежу Варды Склира. Тайно вернувшись в Сирию, Агапий от имени василевса (императора) вошел в контакт с начальником гарнизона Антиохии магистром Убайдаллахом и убедил его перейти на сторону Василия II. За эти услуги, оказанные империи, Агапий был возведен в сан антиохийского патриарха (23 декабря 977 г.; канонически утвержден Синодом через месяц). Впоследствии он сблизился с мятежником Вардой Фокой, тайно поддержав его планы овладеть императорским престолом. После поражения мятежа Варды Фоки (август 987 г. –  весна 989 г.) Агапий, пытаясь оправдаться перед Василием II, поднял восстание антиохийцев против наместника Варды Фоки, его сына Льва. Тем не менее, причастность патриарха к мятежу была раскрыта, и в конце 989 г. его вызвали в Константинополь. Семь лет он провел в столице под почетным арестом, продолжая руководить делами своего патриархата. В сентябре 996 г. (после настойчивых уговоров императора) Агапий согласился отречься от престола в обмен на пожизненную пенсию и сохранение его имени в диптихах. Умер он через год в константинопольском монастыре Пикридион, переданном в его управление. Агапий был не только мастером политических интриг, но и одаренным писателем. Сохранился текст его послания (декабрь 978 г.) к александрийскому патриарху Илии (963–1000 гг.), который оспаривал каноничность избрания Агапия на патриарший престол. Ответ Агапия – образец публицистики, полной внутреннего достоинства и такта, со стройной системой доказательств и экскурсами в область церковного права, а также истории и философии. Это произведение имело большой резонанс: православные арабские хронисты даже спустя столетия включали его текст в свои хроники.

 
PR-CY.ru