Словарь по христианству А АНТОНИЙ I КАССИМАТА

АНТОНИЙ I КАССИМАТА

АНТОНИЙ I КАССИМАТА (в крещении Константин) – константинопольский патриарх с января 821 г. по январь 836 г. (по другим данным – до 837 г.). Родился в семье сапожника, на что указывает прозвище (от греч. – ремень сандалии), но получил хорошее образование и около 800 г. был юристом и преподавателем в константинопольском квартале Сфоракия. Впоследствии постригся в монашество в Митрополитовом монастыре в Константинополе и стал там игуменом. Между 806 и 814 гг. патриарх Никифор I (806–815 гг.) рукоположил его, бывшего к тому времени уже в летах, митрополитом Силейским (в Памфилии). Однако около 814 г. Антоний Кассимата, которому император Лев V Армянин (813–820 гг.), возможно, обещал патриаршество, присоединился к возглавляемой Иоанном Морохарзанием (впоследствии константинопольским патриархом Иоанном VII Грамматиком; 836–843 гг.) иконоборческой комиссии, располагавшейся в императорском дворце и занимавшейся подбором святоотеческих цитат и аргументов для опровержения иконопочитания. В течение нескольких месяцев Антоний Кассимата оставался единственным архиереем, принявшим сторону иконоборцев. Узнав о его деятельности, патриарх Никифор призвал Антония Кассимату к себе и потребовал объяснений. Тот подписал клятвенную грамоту с провозглашением анафемы тем, кто отвергает иконы, а сам доложил императору Льву, что «посмеялся» над патриархом и другими епископами. Такое лавирование объяснялось тем, что императору нужно было выиграть время до планируемой им дискуссии между иконоборцами и иконопочитателями, в которой император Лев V Армянин собирался выступить посредником, чтобы решить дело в пользу первых. До этого никто из членов комиссии Иоанна Грамматика не должен был быть низложен или отлучен. Однако в конце 814 г., после провала попыток поставить на обсуждение вопрос о священных изображениях, император разрешил Антонию Кассимате и Иоанну Грамматику публично выступить с критикой почитания икон. Тогда Никифор созвал Собор из 270 епископов и множества монахов и игуменов, где, в частности, был предан анафеме Антоний Кассимата как «новый Арий» и «предтеча антихристов». В дальнейшем Антоний Кассимата, в отличие от Иоанна Грамматика, не принимал активного участия в репрессиях Льва V против иконопочитателей. Это, по-видимому, и стало причиной его выдвижения на патриарший престол императором Михаилом II Бальбой (820–829 гг.), пытавшимся найти с православными компромисс. О деятельности Антония Кассиматы в качестве патриарха известно немного. Пишут лишь, что однажды он испросил у императора Михаила, который воздерживался от преследований иконопочитателей, право для поместного архиерея сослать Симеона Митилинского. Антоний Кассимата анафематствовал антиохийского патриарха Иова I (813–944 гг.; по иным данным – с 810 по 826 гг.) за то, что тот по приказу арабского халифа короновал императором мятежника Фому Славянина (760–823 гг.). Сохранился рассказ и о том, как Антоний Кассимата велел одному кандидату в епископы попрать ногами дискос с изображением Тайной вечери, чтобы удостоверить свою лояльность иконоборчеству. Источники изображают его человеком циничным, охотником до шуток, а также любителем выпить. Когда император Феофил (829–842 гг.) в 833 г. возобновил жестокие гонения на православных, Антоний Кассимата практически никакой роли в последовавших событиях не играл, то ли из-за старости и болезни, то ли по мягкости характера. Возможно также, что эти гонения имели, главным образом, политическую, а не идеологическую подоплеку. Антоний Кассимата не был признан Римом, который продолжал настаивать на восстановлении на престоле святителя Никифора. В отличие от патриархов первого периода иконоборчества (730–787 гг.), православные считали хиротонии, произведенные Антонием Кассиматой, Иоанном Грамматиком и Феодотом I Мелиссином Касситеррой (815–821 гг.), недействительными.

 
PR-CY.ru