АКАКИЙ Кесарийский - Страница 3

Тотчас после Мелитенского собора Кирилл союзе с Елпидием Сатальским встал на защиту Евстафия Севастийского и одного пресвитера, именем Евсевия, низложения которых требовали ариане, и не только не признал их осуждения, но и не прервал с ними общения. Это враждебное отношение Кирилла, а главное – требование им, как занимающего апостольский престол, прав митрополита, до того раздражали Акакия Кесарийского, что он потребовал Иерусалимского епископа к себе на суд, но Кирилл, признавая его еретиком, отказался явиться.  Тогда Акакий, пригласив пять или шесть единомышленных ему епископов (Патрофила Скифопольского, Ефтихия Елевфопольского, Петра Гипийского, Харисия Азотского, Евсевия Севастийского) и еще некоторых других, из страха придерживавшихся арианства, составил из них собор для суда над Иерусалимским епископом, обвиняя его в непризнании его власти, в исповедании крайне православных догматов и в продаже вещей, украшающих базилику гробницы Господней. Кирилл был заочно осужден, лишен престола и изгнан из Иерусалима. Но враги слишком мало знали его энергию, воображая, что он подчинился их пристрастному постановлению. Ссылаясь на указ, изданный Константином в 344 г., Иерусалимский епископ принес жалобу на постановление собора и тем самым приостановил приведение в исполнение этих постановлений. Таким образом, Кирилл в церковный суд ввел первые приемы и порядки светских судов. Случалось и раньше, что постановления некоторых соборов передавались на обсуждение другого, более значительного собора, но подобное обсуждение не препятствовало судьям, подавшим голоса на первом соборе, присутствовать на втором, подавая вновь голоса против лица, уже осужденного ими.  В обыкновенном даже светском суде, при апелляции на суд первой инстанции, вполне устранялось участие заседавшем в нем судей: они могли при вторичном разбирательстве дела присутствовать только в качестве простых зрителей. Кроме того, передача на вторичное рассмотрение церковных дел производилась только в качестве простых зрителей, а передача на вторичное рассмотрение церковных дел производилась только с предварительного разрешения императора, тогда как апелляция по порядкам светского суда допускалась совершенно свободно и не нуждалась ни в чьем разрешении. Поэтому принятие светской судебной процедуры представляло Кириллу двойную выгоду: оно отстраняло от присутствия на будущем соборе всех его врагов и давало ему возможность обойтись для вторичного рассмотрения без предварительного разрешения императора, которого, благодаря проискам Акакия, ему едва ли удалось получить. Но Кирилл, действуя так, забывал, что по указу Антонина Пия (138–161 гг.), сохранявшему свою силу, законно призванный на суд и добровольно отклонившийся от явки терял право на апелляцию в случае своего осуждения. И поэтому даже с точки светского суда апелляция Кирилла не могла быть признаваема законной. Тем не менее, Констанций был увлечен смелостью поступка Кирилла, и Селевкийскому собору было поручено вновь судить его. Между тем Акакий Кесарийский поручил временное управление Иерусалимской епархией Евтихию Елевферопольскому, и этот поступок привел к совершенно неожиданным последствиям. Изгнанный из Иерусалима, Кирилл удалился вначале в Антиохию, но, найдя тамошний престол вдовствующим, отправился в Тарс просить убежища у епископа Сильвана, который был вождем полуариан. Хотя они и отвергали слово «Единосущный», но признавали Сына Божия не простым созданием, а равным Отцу, и только некоторые из них спорили о Божественности  Святого Духа, между тем, как «чистые ариане» признавали Иисуса Христа хотя и совершенным, но сотворенным созданием, служащим звеном между Богом и человеком. Акакий Кесарийский, известив Сильвана о низложении Кирилла, требовал его изгнания из Тарса, Сильван же отказался исполнить это требование. Тогда Акакий примкнул к «чистым арианам», помог Евдокию Германикийскому овладеть Антиохийским престолом и изгнал из этого города всех полуариан. Таким образом, произошел разрыв между «чистыми арианами» и полуарианами, которые со своей стороны, последовательно созвали два собора: Анкрийский и Сирмийский. Кирилл, пользуясь временным торжеством полуариан, прибыл на Селевкивский собор (359 г.), оправдавший его и низложивший Акакия Кесарийского, и с собора вернулся в Иерусалим. Еще раньше, в 341 г. Акакий был низложен на Антиохийском соборе, на котором были осуждены и взгляды Афанасия Александрийского. Но торжество полуариан было непродолжительным, они скоро были покинуты Констанцием, шатким умом которого вновь овладел Акакий, обвинивший Кирилла в продаже актеру золотого епископского одеяния, принесенного в дар Константином при освящении базилики гробницы Господней и представившего главнейших полуариан соумышленниками и даже соучастниками Кирилла. Констанций, разгневанный таким, по его мнению, пренебрежением к памяти своего отца, сослал Кирилла и с ним всех вождей полуариан. Однако в 362 г. император возвратил сосланных, и Кирилл вернулся в Иерусалим.



 
PR-CY.ru