Словарь по христианству А АКАКИЙ Кесарийский

АКАКИЙ Кесарийский

АКАКИЙ Кесарийский (ум. в 363 г.) – ученик церковного историка Евсевия Кесарийского и его преемник на епископской кафедре. Был крупным сторонником арианства, автором толкования на библейскую книгу Екклесиаста. Хотя он господствовал в Иерусалиме, но политическое положение империи побуждало его действовать с крайней осторожностью. Император Констант (340–350 гг.) только что был убит, и в  интересах его брата Констанция (340–350 гг.), вступившего в сомнительную борьбу с убийцами, важно было предупредить всякий предлог к смутам на Востоке. Из-за этого Акакий, после смерти святителя Максима III (333/334 – 348 гг.), был вынужден согласиться на законное избрание его наследником и с этой целью созвал в Иерусалим местных епархиальных епископов, которые прибыли на его приглашение в надежде (благодаря своей многочисленности) избрать православного епископа, или, по крайней мере, из умеренных ариан. Избрание это произошло без труда, потому что Акакий сам не принадлежал еще тогда к приверженцам крайнего арианства и не требовал того же от будущего Иерусалимского епископа, а сами епископы, созванные для избрания, принадлежали к умеренной партии ариан, получившей вскоре название полуарианства. Выбор их пал на святителя Кирилла I (350–386 гг.), который по своим качествам мог удовлетворить обе враждующие стороны. Новый епископ принадлежал к той значительной партии, которая, приняв Никейский символ веры, стремилась путем смягчения некоторых выражений, а главное, своим примирительным образом действий  привлечь к православию наиболее умеренных из ариан. Она признавала законными епископов, избранных арианами, сообщалась с ними и стояла в некоторой оппозиции к приверженцам крайнего православия, которые враждебно относились к арианам и умеренным православным. Несколько лет до своего избрания Кирилл проповедовал в базилике гробницы Господней, а затем издал полный курс катехизических бесед для оглашенных, в которых он высказал свою несомненную приверженность к православию, но без резкости и крайности. Например, слово «Единосущный» не встречается в этих беседах, оно было заменено менее точными выражениями. Однако некоторые неясные места в этом сочинении давали арианам тайную надежду найти в нем, впоследствии, скорее, союзника, чем противника. Законно и правильно избранный палестинскими епископами, поддерживаемый горячей верой, страстным рвением к церкви и несокрушимой твердостью духа, отличаясь глубокой ученостью, увлекательным красноречием, неисчерпаемой щедростью и святостью жизни, Кирилл, может быть, был величайшим из иерусалимских епископов. Первые годы его епископства прошли спокойно и благополучно, а спокойные времена способствовали развитию в Палестине монашеской жизни. Одновременно развивалась и христианская наука, в которой православные и ариане соревновались как ученостью, так и рвением. Умерший незадолго перед тем Евсевий Кесарийский оставил первую церковную историю, отличающеюся верностью и сжатостью рассказа, а главное, критическим, ученым выбором источников. Недостаток этой книги составляет тяжелый, холодный стиль, представляющий полную противоположность увлекательным творениям его красноречивого соперника Афанасия. Кроме церковной истории, Евсевий оставил еще жизнеописание Константина, где недостатки его пера выступают еще заметнее, благодаря высокопарности слога и рассыпанной в ней чрезмерной лести, которая послужила к его личному возвышению. Но главными трудами Евсевия, в которых ярче всего высказались его ученость и холодное, хотя и блестящее изложение, были большие богословские труды: «Приготовление к Евангелию» и «Доказательство Евангельское». Для составления этих трудов Евсевию не хватило даже Кесарийской библиотеки, и он, как некогда Ориген, проводил целые дни в Иерусалимской библиотеке, основанной двести лет назад знаменитым историком Александром.

 



 
PR-CY.ru