АКАКИЙ Константинопольский

АКАКИЙ – константинопольский патриарх с 471 по 488 гг. (по другим данным – с 489 по 490 гг.). О раннем периоде его жизни данные не сохранились. Возглавлявший сиротский приют в Константинополе, он в 458 г. числился среди кандидатов на патриарший престол, но по итогам выборов уступил Геннадию I (458–471 гг.), и только после его смерти был избран патриархом. Вступив на столичную кафедру, Акакий отказался подписать «Энциклион» императора Василиска, и недовольный император запретил синклиту вступать в общение с патриархом. Когда войска, свергнутого Василиском императора Зенона (471–491 гг.) вошли в Константинополь, то Акакий выдал искавшего защиты в храме Василиска Зенону. Вернувшийся к власти Зенон подтвердил привилегии Константинопольского патриарха, закрепленные в 15-м правиле Халкидонского собора, и позволил Акакию вмешиваться в дела других восточных патриархов. Акакий, боровшийся с монофизитами, не допустил избрания на Александрийскую кафедру Петра III Монга (летом – 4 сентября 477 г.) и добился того, что антиохийская кафедра была отдана Стефану II (477–479 гг.). В 482 г. у Акакия возник конфликт с новым Александрийским патриархом Иоанном I Талайей (июнь–декабрь 482 г.), который был вынужден бежать в Рим, ища защиту у римского папы Феликса II (483–492 гг.). При поддержке Акакия Александрийскую церковь возглавил монофизит Петр III Монг (декабрь 482 – 29/31 октября 489 г.), подписавший «Энотикон» императора Зенона – объединительное послание к Александрийской церкви, написанное при участии Акакия. В Риме это примирение было воспринято как измена халкидонскому вероучению. Папа Феликс 22 июля 484 г. собрал в Риме собор из 77 епископов и низложил патриарха Акакия. Это действие папы вызвало разрыв между Западной и Восточной церквами (так называемую акакианскую схизму). Таким образом, проводимая Акакием при поддержке императора Зенона политика устранения противоречий между сторонниками Халкидонского собора и монофизитами успеха не имела: схизма с Западом продолжалась до 518 г., а в Константинополе появилась оппозиция со стороны ревнителей чистоты православного вероучения, прежде всего, монахов-акимитов.

 
PR-CY.ru