АГАПИТ I

АГАПИТ I – папа Римский с 13 мая 535 г. по 22 апреля 536 г. Сын знатного римлянина Гордиана, ставшего после смерти жены римским священником, но убитого во время бунтов в понтификат Симмаха (498–514 гг.). Агапит входил в состав кружка, объединявшего почитателей классической античной культуры, а также был ревностным поборником православия и своей благочестивой жизнью заслужил всеобщее уважение, за что и был возведен на папский престол. Первым его деянием было сожжение анафемы папы Бонифация II (530–532 гг.), которую тот наложил на своего папу-соперника Диоскура (с 22 сентября по 14 октября 530 г.), в результате признанного антипапой. Агапит подтвердил решения Карфагенского собора 534 г., которые запрещали священство бывшим арианам, принял прошение епископа Риезского Контумелиоса, осужденного на Марсельском соборе, о повторном суде, и велел Кесарю Арльскому вновь разобрать дело перед папскими посланниками. Вместе с Кассиодором он намеревался организовать в Риме высшую школу (отдаленный прототип христианского университета), собрал богатую библиотеку, а также отреставрировал и оформил для нее здание. Тем не менее, планы создания школы не осуществились из-за начавшейся войны с остготами. Византийский полководец Велизарий в это время успешно покорял южную Италию, и остготский король Италии Теодорих решил послать папу Агапита к императору Юстиниану I Великому (527–565 гг.), чтобы повлиять на него в пользу готов. Папа отправился в Константинополь в середине зимы 535/536 г. с внушительной делегацией, включая пятерых епископов, а для покрытия расходов сдал под залог церковные сосуды. В феврале 536 г. он прибыл в Царьград, где был встречен с почестями. К нему сразу обратились православные клирики столицы империи с жалобами на нового Константинопольского патриарха Анфима, который обвинялся в ереси Евтихия, но вопреки каноническим правилам, был переведен из Трапезунда в Константинополь. За его назначением стояла царица Феодора, склонившая супруга принять Анфима на столичную кафедру. Поначалу император грозил папе ссылкой за неприятие Анфима, но затем в его присутствии Агапит провел с Анфимом богословский диспут. Это произошло перед 13 марта 536 г. В результате приверженность патриарха монофизитству стала очевидной. На предложение Юстиниана I избрать нового патриарха Агапит I возвел на Константинопольскую кафедру противника Анфима – Мина (Меннеса), которого сам и рукоположил. Благодаря этому император и патриарх были вынуждены склониться к поддержке Халкидонского собора 451 г. Император, чтобы очистить себя от подозрения в ереси, составил даже исповедание веры и вручил папе, который нашел рвение императора «в полном соответствии учению отцов». Вскоре после этого Агапит I заболел и скончался в Константинополе, пробыв на папском престоле всего 11 месяцев и 2 дня. Его останки были возвращены в Рим в медном гробу и положены в соборе св. Петра. На Западе закрепилась традиция чтить его память 22 апреля, в день положения тела в Римском соборе, а православные отмечают его память 17 апреля. Рассказ о посещении Агапитом Константинополя помещен в русском агиографическом своде XV в., Великих Минеях-Четиих митрополита Макария. В древнерусской литературной традиции было известно еще одно повествование о папе Агапите, которое византийский писатель Иоанн Мосх поместил в своем сборнике «Луг духовный». См. также ПАПА РИМСКИЙ

 
PR-CY.ru