Словарь по христианству А АНИКЕТ

АНИКЕТ

АНИКЕТ – папа Римский (154/55–165/66 гг.), преемник папы Пия I (140–154/155 гг.). Согласно Liber Pontificalis, Аникет по происхождению сириец из Эдессы. Однако достоверные данные о нем отсутствуют. Известно только то, что в период его понтификата в Риме преподавал Иустин Философ (начало II в. – 163/167 гг.) – один из первых христианских писателей-апологетов, а в 154 г. Рим посетил выдающийся епископ  Смирны (Малая Азия) Поликарп (около 80–154/165 г.) – ученик апостола Иоанна, для обсуждений с Аникетом вопросов церковной жизни (в том числе сроков празднования Пасхи), а также позиции церковной иерархии по отношению к появляющимся и растущим новым религиозным течениям, грозящим христианству расколом. Речь шла, главным образом, о взглядах фригийского крестьянина Монтана (христианского неофита, в прошлом жреца культа Кибелы) и его учеников, пропагандировавших «профетическое» христианство, в котором акцент делался на индивидуальных действиях Святого Духа в религиозных переживаниях. Несмотря на то, что не было принято единого решения, раскола между их общинами не произошло, и римский епископ позволил Поликарпу отслужить литургию в своей церкви. Аникет активно боролся против ересей Валентина Александрийского (философа-гностика) и гностика Маркиона – богатого купца из Синопа (на Черном море), который утверждал, что христианство должно отбросить Ветхий Завет и развивать доктрину исключительно в духе посланий апостола Павла. Маркион прибыл в Рим и пожертвовал христианской общине значительную сумму (200 000 сестерций) и часть своей библиотеки. Совет старейшин (о роли в этом римского епископа источники не упоминают) отверг учение Маркиона, вернул ему деньги, но библиотеку оставил. Однако Маркион основал в Риме собственную общину, которая нашла последователей в восточных и западных провинциях империи. Хотя на II в. приходится активное распространение гностицизма, сведения о борьбе Аникета против этой ереси отсутствуют. Известно лишь, что он управлял церковью уже полновластно, и к нему обращались со всех концов христианского мира. Именно Аникет сумел «примирить Петра и Павла» в одной церкви. Ни он, ни его предшественники постов еще не соблюдали и не завещали этого. Остается открытым вопрос о мученичестве Аникета. См. также ПАПА РИМСКИЙ

 
PR-CY.ru