АФРОХРИСТИАНСТВО

АФРОХРИСТИАНСТВО – общее название синкретических культов, распространенных на территории Африки и сочетающих элементы христианства и местные этнические традиции. Зародилось в конце XIX в. и формировалось среди коренного христианизированного населения, в первую очередь, на юге африканского континента, особую популярность приобрело в начале XX в. Изначальной целью афрохристианских культов был пересмотр догматов христианства в соответствии с менталитетом африканских народов, стремление создать «черное христианство». Кроме того, африканцам, успевшими к началу XX в. познакомиться с основными догматами христианства, было непонятно, как принцип равенства, добра и справедливости, провозглашаемый в качестве основного христианскими проповедниками, мог соответствовать колониальным захватам. Афро-христиане обвинили белых в искажении Священного Писания, указывая, что действительным богоизбранным народом являются черные и помещая Иерусалим в Эфиопию или в другие центры на африканском континенте. Они утверждали, что все библейские персонажи (включая Христа) имели черный цвет кожи. Первая афрохристианская секта была основана в 1882 г. в Капской колонии. Некоторые африканисты рассматривали создание афро-христианских церквей как способ борьбы с колониализмом. С установлением колониального господства и возникновением новых социальных групп в африканских обществах появляются иные формы протеста. Одной из наиболее ранних была религиозно-политическая, прежде всего, создание афро-христианских церквей. Может показаться странным, что идеологическое обоснование антиколониализма африканцы заимствовали из той самой религии, которую навязывали им завоеватели. Произошло это потому, что христианство выступало с идеей всеобщего равенства перед Богом, кроме того, оно давало новообращенным возможность осознать себя частью более широкой общности, чем клан, семья, община. Объединяться по-новому могли лишь те люди, которые хотя бы в какой-то мере отошли от старых форм объединения. Таковыми были те, кто принял новую веру. Как правило, именно эти люди оказывались больше всего выбитыми из традиционного, привычного уклада жизни. К тому же новая религия в целом больше подходила к реалиям колониального общества, чем традиционные верования. Но антиколониальный протест у ее адептов был неразрывно связан с разочарованием в европейцах как подлинных христианах, со стремлением утвердить в этой вере себя и свой мир. В начале XX в. количества церквей существенно выросло. Сегодня афрохристианство насчитывает более 7 тыс. течений (около 40 млн. чел.), преимущественно в ЮАР, Нигерии, Конго и Кении, имеет собственную догматику, обрядность и иерархию. Для него характерна мессианская направленность, а также заимствованное из традиционных африканских религий представление об отстраненности бога-демиурга и вера в предсказания, получаемые посредством человека. Афрохристианство подразделяется на пять больших течений: адаптированно-христианские секты, мессианские секты, языческо-христианские секты, эфиопские секты (Черные церкви), ветхозаветные секты. Наиболее значимым является растафарианство, кимбангизм (церковь последователей Симона Кимбангу, возникшая в 1920-е гг. в Белигийском Конго, современный ДРК) и др. Распространено афрохристианство и за пределами Африки: макумба (Бразилия), вуду, сантерия (Куба) и др.

 
PR-CY.ru