АФАНАСЬЕВСКИЙ СИМВОЛ

АФАНАСЬЕВСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ – один из трех основных символов веры (см. также Апостольский Символ веры и Никео-Константинопольский Символ веры), принятых в Римско-католической церкви, составление которого приписывалось Афанасию Александрийскому. Второе общепринятое его название – Quicumque, по начальному слову (лат. «всякий (кто)»). В нем изложено (в кратких словах, в 40 членах) учение о Святой Троице, состоящей из трех неслиянных ипостасей (лиц) и нераздельных сущностей Отца, Сына и Святого Духа (с прибавлением Филиокве), и о воплощении Иисуса Христа, Сына Божьего, имеющего нераздельную божественную и человеческую сущность, т.е. в том виде, как это было установлено на первых четырех Вселенских соборах, причем в первой его части говорится о трех лицах Божества при единстве существа, а во второй – о двух естествах Иисуса Христа при единстве лица. Все отступления от этого символа осуждаются как ересь, и достижение блаженства ставится в зависимость от признания означенного Символа веры. Впервые принадлежность авторства данного Символа веры Афанасию Александрийскому поставлено под сомнение в 1642 г. протестантским историком Герхардом Иоганном Воссом (Фоссом). В настоящее время это мнение разделяется большинством исследователей, и сама Римско-католическая церковь принимает точку зрения, что Афанасьевский Символ веры имеет более позднее западное происхождение. Считается, что он впервые был составлен не на греческом, а на латинском языке и не ранее VI в. Однако имя настоящего его составителя в точности пока не известно. Среди возможных авторов Афанасьевского Символа веры – Амвросий Медиоланский и Августин Блаженный. Считается, что этот Символ веры был употреблен впервые Цезарием из Арля (503–543 гг.), но некоторые полагают, что он был составлен в конце V в. в южной Галлии или в Бургундии и стал употребляться при переходе ариан в православие. По всей вероятности, его широкое распространение в Западной церкви связано именно с борьбой против арианства, отрицающего догмат о Троице и о Богочеловечестве Иисуса Христа и сохраняющегося на Западе вплоть до середины VII в. (Афанасьевский Символ веры опровергает многие ереси раннего христианства и, прежде всего, арианство и несторианство). Из Галлии Афанасьевский Символ веры перешел в VI в. в Восточную церковь и был во всеобщем употреблении, но в греческой церкви он стал известен лишь с 1000 г. Иные исследователи полагают (в том числе Кенель), что Афанасьевский Символ веры перешел из северной Африки и был составлен Вигилием из Фапсуса (около 484 г.). «Афанасьевским» он стал называться лишь с 772 г. Начиная с IX в. Афанасьевский Символ веры активно употребляется в ряде богослужебных чинов Западной церкви. В настоящее время, после прошедших после второго Ватиканского собора литургических реформ, Афанасьевский Символ веры используется в Римско-католической церкви только при богослужении Во время праздника Святой Троицы. В православной церкви авторитетность Афанасьевского Символа веры признается, однако отрицаются его непосредственно символическое значение и содержащееся в нем учение о Филиокве, принятое только в V в. В Англиканской церкви и в большинстве направлений протестантизма Афанасьевский Символ веры воспринимается как правильное изложение тринитарного и христологического учения. М. Лютер включал его в число символов веры, являющихся выразителями вселенского сознания Древней церкви. Из всех общих Символов веры, Афанасьевский отличается самым строгим догматизмом, и вследствие всеобщего уважения, которым он пользуется, был принят также протестантами, за исключением одних только социниан.

 
PR-CY.ru