АУТОДАФЕ - Страница 2

На рассвете раздавался глухой удар большего соборного колокола, означавший начало этого зрелища, и народ толпами собирался на место, считая, что совершает доброе дело веры уже одним только созерцанием казни. Присутствовала духовная и светская знать, иногда и королевская семья. Самые знатные люди считали для себя честью оказывать услуги святому суду при подобных процессиях, поскольку оказание услуг инквизиции считалось особой честью. Шествие открывали доминиканские монахи с хоругвью инквизиции. За ними следовали кающиеся грешники, на которых была наложена обычная епитимья. Дальше, неся большой крест, шли осужденные на смерть, в «позорной» одежде (sanbenito, т.е. одеждах с изображением чертей и адского огня), в остроконечных шапках на голове и босые. Церковным преступникам надевали желтый наплечный с красными андреевскими крестами; рецидивисты и особо упорствующие в отрицании истинной веры были облачены в серый наплечник (samara) с изображением осужденного, окруженного дьяволами и пылающими факелами. На обвиненных в колдовстве нахлобучивали остроконечный бумажный колпак (carochas), разрисованный чертями и языками костра. За ними несли изображения их сторонников, сумевших скрыться, и, наконец, кости умерших (нередко – под пытками) подсудимых в черных гробах, на которых были нарисованы картины адского пламени и другие символические изображения. Замыкали шествие священники и монахи. Процессия проходила по главным улицам и направлялась к церкви, где после мессы произносили проповеди, объявлялся приговор обвиняемым, стоявшим перед распятием с потухшей свечой в руке. Все присутствующие клялись оказывать необходимое содействие инквизиции. После этого зачитывали приговоры, согласно степени тяжести наказания. После прочтения осужденным приговора служитель инквизиции ударял каждого из них рукой в грудь в знак того, что инквизиция передает их светскому суду. Тогда осужденных принимал гражданский чиновник, который приказывал связать их и заключить в темницу (приведение приговора в исполнение могло быть немедленным или откладываться). Несколько часов спустя их вели на место казни. Тех, которые обращались в католичество, вначале душили («из милосердия»), а потом сжигали, прочих же сжигали живьем, а вместе с ними также изображения и останки скрывшихся и умерших еретиков. Самое блестящее аутодафе было в Мадриде в 1680 г., при Карле II. Впоследствии число аутодафе стало уменьшаться, заменившись казнью в стенах инквизиции; последние аутодафе происходили в конце XVIII в. Однако еще в 1826 г. был казнен в Валенсии школьный учитель Риполль по обвинению в деизме, причем были соблюдены все обрядовые стороны аутодафе. Последнее аутодафе в Португалии состоялось в Лиссабоне 19 октября 1739 г. Считается, что в одной Испании в 1481–1808 гг. было сожжено 34658 человек, однако некоторые историки называют эту цифру чрезмерно завышенной и признают жертвами 2 тысячи. В американских колониях Испании и Португалии аутодафе начались с 1536 г. См. также Инквизиция.



 
PR-CY.ru