АУСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ - Страница 2

Тогда Ф. Меланхтон написал комментарий к «Аугсбургскому исповеданию», так называемую «Апологию Аугсбургского исповедания» («Apologia Confessionis Augustanae»). Длительный конфликт, развернувшийся вокруг «Аугсбургского исповедания» между католиками и лютеранами, закончился в 1555 г. Аугсбургским религиозным миром, провозгласившим принцип «чья страна, того и вера» (полная автономия князей в вопросах вероисповедания и их право определять религию подданных) и признавшим «Аугсбургское исповедание» в качестве канонического давления немецких протестантов. Подобному решению способствовал тот факт, что Ф. Меланхтон внес в «Аугсбургское исповедание» ряд компромиссных формулировок, несколько отойдя от идей «раннего» М. Лютера (по вопросам о таинствах, пресуществлении и Священном Писании). «Аугсбурское исповедание» было составлено на латинском и немецком языках; редактированию подвергся исходный вариант на латинском языке, опубликованный в 1531 г. (Invaritata), а в 1540 г. в интересах сближения с кальвинистами в документ были внесены правки (Variata). Окончательный вариант «Аугсбургского исповедания» состоит из двух частей. Первая часть («Вера и доктрина»), составленная очень осторожно, содержит 21 статью, излагающую основные положения вероучения (о Боге, Троице, Богочеловеке, грехе, оправдании, жизни христианина, вере и делах милосердия, церкви, таинствах, гражданском управлении, свободе воли и т.п.). При этом в ряде вопросов (о христианских таинствах, свободе воли, добрых делах) сделаны определенные уступки католицизму. Она проводит мысль о том, что в целом учение протестантов согласно с учением католической церкви, а в пунктах расхождения приближается к воззрениям древней церкви. Взгляды Лютера на крещение и причащение отмечены бегло, отрицание других таинств вообще обойдено молчанием. Нет речи об отрицании пресуществления и о Священном Писании как единственном источнике веры. Главное значение авторы придавали второй, практической части исповедания («Злоупотребления»).  Она включает в себя 7 статей, посвященных подробному изложению злоупотреблений со стороны папской власти и заблуждений католицизма, которые привели к неизбежному реформированию церкви: причащении под двумя видами, возможность брака для духовенства, месса, исповедь, пост, монашеские обеты и власть епископов, критику католического учения и практики в вопросах церковной организации, безбрачия духовенства (целибат), платы за отпущение грехов (продажа индульгенций) и др., а также констатации лютеранского подхода к рассмотрению данных вопросов. Статьи озаглавлены так: «22) о причащении под обоими видами, 23) о браке духовенства, 24) о церковной службе, 25) об исповеди, 26) о постах, 27) об обетах монашеских, 28) о власти епископской». Своей уступчивостью Меланхтон надеялся обезоружить противников и всех «возвратить к единой, истинной и согласной вере». Но он ошибся в своих расчетах: император передал исповедание на рассмотрение католических богословов Экка, Фабера и др., которые составили «Ответ на Аугсбургское исповедание» и «Папское опровержение», прочитанное на сейме 3 августа. Так как император выразил одобрение этому ответу, то протестанты решили противопоставить ему свое опровержение. Но им отказали в копии с ответа.

 



 
PR-CY.ru