Словарь по христианству А АУСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ

АУСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ

АУСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ (лат. «Confessio Augustans», нем. «Augsburgische Konfession») – протестантский Символ веры, исторически первый официальный документ лютеранства, в котором изложены главные положения лютеранского вероучения. Название происходит от сейма в Аугсбурге, состоявшегося 25 июня 1530 г. «Аугсбургское исповедание» было написано Ф. Меланхтоном (1497–1569 гг.) при непосредственном участии М. Лютера (1483–1546 гг.) в 1530 г. и представлено семью князьями и двумя вольными городами Аугсбургскому рейхстагу (сейму). В основе документа лежали положения, ранее выдвинутые М. Лютером, а также статьи, принятые лютеранами на конференциях в Марбурге, Швабехе и Торгау. Карл V (1519–1558 гг.) 24 февраля подписал приглашение на  сейм, назначенный на 8 апреля. Протестантские князья отнеслись к этому приглашению неодинаково, но большинство решило явиться. Так как в приглашении было выражено намерение заняться улаживанием религиозных раздоров, то саксонский курфюрст Иоанн предложил своим богословам Лютеру, Меланхтону, Ионе и Бугенгагену высказаться по спорным вопросам, касающимся веры и обрядов. 27 марта доклад богословов был представлен курфюрсту, а затем положен в основание «Аугсбургского исповедания». 2 мая курфюрст со свитой, но без Лютера, который остался в Кобурге, прибыл в Аугсбург. Тем временем Меланхтон начал переработку Торгаусского доклада. Сначала протестантские богословы думали защищать только устранение разных злоупотреблений, но обстоятельства заставили их отказаться от этого плана. Баварское правительство поручило богословскому факультету Ингольштадтского университета собрать и опровергнуть все отступления от церковного учения, сделанные Лютером. Профессор Экк составил список из 404 статей и представил его императору. Для Меланхтона стало ясно, что в документ необходимо включить и статьи о вере. Предположение, что император не станет читать обширных изысканий, заставило для всего изложения веры принять краткую форму исповедания. В основание статей о вере были положены так называемые Марбургские и Швабахские члены. 11 мая документ, составленный Меланхтоном, был послан для отзыва, но пока не в целом виде. Сначала он представлял собой собственно исповедание саксонского курфюрста, но вскоре к нему примкнули и другие князья. Настроение императора, подогреваемое из Рима, требовало дружных выступлений со стороны протестантов. С другой стороны, слухи о возраставшем нерасположении Карла V к религиозным нововведениям отозвались на характере содержания и изложении документа. Меланхтон вообще всегда обнаруживал склонность при формулировке взглядов своих друзей пользоваться самой обыкновенной терминологией. В данный момент эту склонность он проявил в высшей степени: всему изложению был дан тон самый мирный. Острые пункты были сглажены, точки расхождения затушеваны; во многом были допущены уступки. Меланхтон вступил в переговоры с крупными представителями католической партии, представляя раздор в меньшем объеме, чем тот, какой он имел в действительности. Эти переговоры, однако, пришлось прервать и довести документ до конца. 23 июня был окончательно установлен и 25 июня прочитан текст исповедания. Аугсбургский рейхстаг и император Карл V отклонили «Аугсбургское исповедание», а представители контрреформации разработали документы, направленные против «Аугсбургского исповедания» – «Ответ на «Аугсбургское исповедание»» («Responsio Augustanat Confessionis») и «Папское опровержение» («Confutatio pontificia»).

 



 
PR-CY.ru