АТЕИЗМ - Страница 10

 

Ее агрессия, вызванная ужасными условиями жизни, направлялась против злоупотреблений в церкви, однако отдельные нападки на религию и институт папства, стремление «исправить» религию, привести ее в соответствие с культурными и жизненными запросами своего времени, не были тогда атеизмом в строгом смысле этого слова. Прежде всего, потому, что «атеисты» не предполагали отрицания Бога, а критику католической церкви совмещали с верой в спасительность христианства, стремясь только заменить существующие формы другими, более «чистыми». В этом отношении характерна фигура Эразма Роттердамского (1469–1536 гг.). Крупнейший представитель «христианского гуманизма», переводчик и комментатор Священного Писания и отцов церкви с такой силой высмеивает нравы католического духовенства в своих художественно-назидательных сочинениях («Похвала глупости» и др.), что они начинают рассматриваться чуть ли не в качестве атеистической литературы. Из большого числа разнообразных направлений и течений философской и общественной мысли эпохи Возрождения наиболее близок к атеизму пантеизм – мировоззрение, в основе которого лежит отождествление Бога и природы. Это отождествление (в случае его последовательного проведения) с необходимостью ведет к отрицанию личного Бога, и только непоследовательностью в выводах можно объяснить, почему многим приверженцам этого направления удалось избежать упреков в атеизме. С некоторыми оговорками к атеистам эпохи Возрождения следует отнести философов, стоящих на позициях пантеизма – Пьетро Помпонацци (1462–1525 гг.), Дж. Бруно (1548–1600 гг.), Т. Кампанеллу (1568–1639 гг.), Дж. Ч. Ванини (1585–1619 гг.). Взаимные обвинения в безбожии (атеизме) католиков и протестантов, продолжавшиеся длительное время в связи с Реформацией, объяснимы конфессиональной враждой и не имели под собой строгого теоретического обоснования. Поворот к позитивной оценке атеизма в философии начался в Новое время, что обусловлено прогрессивными сдвигами в обществе, развитием науки, ростом образования. В новоевропейской философии XVII–XVIII вв., проникнутой идеями рационализма и ориентированной на научное (эмпирическое) познание законов природы, идеалом которого становится механико-математическое естествознание, наиболее близкими к атеизму оказываются пантеизм, деизм и материализм. Традиции пантеизма продолжает Б. Спиноза (1632–1677 гг.), прослывший в общественном мнении своей эпохи «атеистом», несмотря на то, что учение о Боге или природе (Deus sive natura) было главным в его философии. Этому представлению о его атеизме в немалой степени содействовали, с одной стороны, разрыв Спинозы с традиционным иудаизмом, а с другой – его отрицание Боговоплощения, неприятие Иисуса Христа как воплотившегося Слова, толкование Библии в качестве литературно-исторического памятника. В философии Просвещения в тесной связи с абсолютизацией человеческого разума, освобожденного от «предрассудков», верой в разум как средство решения всех проблем и утопическими проектами переустройства общества на «разумных» началах переоценке подвергается и отрицательное отношение к атеизму. В теоретических спорах о «естественных правах» человека, «вольномыслии» и «веротерпимости» предпринимаются попытки реабилитировать атеизм и уравнять его с христианской верой. Широкое распространение получает философия деизма, в своем крайнем выражении признающая Бога только в качестве Творца мира и отрицающая Божий Промысел, подменяющая христианство «естественной религией», в которой нет места для чуда, тайны, авторитета и священства (М.Ф.А. Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Юм и др.).

 



 
PR-CY.ru