АТЕИЗМ - Страница 7

 

Так, Библия рассматривает безбожие в нескольких аспектах, понимание которых проясняет истоки и суть атеизма и связанных с ним теоретических и исторических проблем. В Ветхом Завете термин «безбожник» употребляется крайне редко, его функции несет слово «нечестивый», противоположное по смыслу понятию «благочестивый». Непосредственно о безбожии и богоотрицании говорится в Псалме 13:1: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»». «Безумец» здесь означает человека нечестивого и грешного, а потому «беззаконного», нарушающего божественный и земной закон, не имеющего страха Божия, хулящего имя Божие, отрицающего Бога в своих помыслах. В тесной связи с отрицанием Бога в Ветхом Завете стоит отступничество, которое также считается безбожием и изменой своему Богу, сотворение себе новых богов и поклонение им и вообще представления «язычников» о богах. Этот мотив отступничества от истинного Бога или незнания Его в границах земного исторического времени подчеркивается в Новом Завете апостолом  Павлом в качестве основной черты безбожия. Он упрекает в безбожии исповедующих многобожие язычников: «...Вы были в то время без Христа… были безбожники в мире» (Еф 2:12). Его пророческие слова об «отступлении» в конце времен (2 Фес 2:3) объясняют безбожие как приготовление путей для антихриста. В них оно рассматривается в виде зримых знаков его пришествия: «…Ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели…». Следствием этого «отступления» станет осуждение безбожников: «…Да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес 2:12). Называя антихриста «человеком греха», «беззаконником» (2 Фес 2:3, 8), апостол Павел раскрывает религиозно-онтологическую и нравственную суть безбожия, различающегося лишь мерой – от средоточия всего греха, зла и лукавства «по действию сатаны» (2 Фес 2:9) у антихриста до неверия в истину «для своего спасения» (2 Фес 2:10) у отступника-безбожника. С распространением благой вести о Христе вопрос о «безбожии» становится одним из самых острых в спорах христиан с иудеями и язычниками. Неоплатонику Порфирию (232 – около 325 гг.) приписывают очень характерное для язычника высказывание о христианах: «Они – нечестивые безбожники, отвергнувшие отечественных богов, благодаря которым держится всякий народ и всякое государство…». Иначе говоря, христиане называли безбожниками языческих философов, а те, в свою очередь, – христиан. Обсуждение этого вопроса занимает важное место в сочинениях христианских апологетов. Иустин Философ (начало II в. – 163/167 г.) и Афинагор (II в.) опровергают существующие среди язычников и иудеев представления о христианах как безбожниках и обвиняют в безбожии самих язычников. Феофил (умер около 180 г.) считает безбожным и демоническим само религиозное миропонимание греков, в котором или вообще отрицается личное бытие Бога, или же признание богов сопровождается постыдными рассказами об их распутстве и коварстве. Татиан (II в.) возмущается безнравственностью язычников, их любовью к зрелищам «безбожных и преступных действий». Тертуллиан (155/165 – после 220 гг.) в своем апологетическом сочинении пишет о «суеверии» и «безбожии» язычников и высмеивает их религиозные представления. Иустину, который писал, что «все безбожны одни в глазах других; потому что не одно то же почитают», принадлежит важное теоретическое положение (высказанное им, по-видимому, впервые в раннехристианской литературе), позволяющее объяснить, почему безбожием в мире именуют не только отрицание Бога вообще, но и веру в других, неистинных богов.

 



 
PR-CY.ru