АФТАРТОДОКЕТЫ

АФТАРТОДОКЕТЫ (от греч. – нетленный) – сторонники учения о нетленности тела Христова, представляющего собой ответвление монофизитства; направление богословской мысли, которое обычно связывают с именем Юлиана, епископа Галикарнаса в Карии (умершего после 518 г.), изложившего свои взгляды в полемике, возникшей в Александрии с изгнанным Антиохийским патриархом Севиром (520–527 гг.), о том, каково было тело у Христа во время земной жизни – неуничтожимое (бессмертное), или обреченное на гибель (преходящее). Термин имеет сложное значение и впервые встречается около 515 г. у Иоанна Грамматика Кесарийского, или Иоанна Филопона (т.е. трудолюбивого; умер в конце 30-х гг. VI в.) – александрийского греческого философа, богослова, комментатора Аристотеля, который примыкал к ереси Евтихия (начало VI в. – 582 г.) и толковал догмат троичности в духе тритеизма (трибожия), подкрепляя это толкование ссылками на аристотелевское учение о сущности, и написавшего против сторонников учения о нетленности тела Христова специальный трактат. Таким образом, учение о нетленности и сам термин для его обозначения существовали до начала спора Юлиана с Севиром. Тем не менее, наше знание об афтартодокетах основано, главным образом, на изучении сохранившихся фрагментов догматического содержания из произведений Юлиана (полностью его труды до нас не дошли). На формирование его учения о нетленности, на особенности его богословского языка оказали влияние аполлинарианская литература (см. Аполлинарий Лаодикийский, младший) и некоторые ранние произведения Севира. Юлиан ссылался и на отцов церкви (Григория Нисского, Епифания Кипрского), отдельные высказывания которых могут быть интерпретированы в духе учения о нетленности. Наиболее близок к Юлиану его старший современник Филоксен, епископ Маббугский – монофизитский епископ, который первоначально назывался Ксенайас, происходил из города Тагала в Персии. С 485 по 518 г. он был епископом Иераполиса (или Мабуга), около Антиохии. Являлся одним из ярых поборников монофизитства. В 518 г. император Юстин I (518–527 гг.) сослал Филоксена, отказавшегося принять постановления Халкидонского собора, в Филиппополь; в 522 г. он был предан смерти в Гангре. Однако его непосредственное влияние на Юлиана маловероятно, т.к. Филоксен писал исключительно на сирийском языке, которого Юлиан, по всей видимости, не знал. Широко распространенное мнение (В.В. Болотов, Г. Флоровский, Р. Драге), согласно которому специфика Юлианова учения обусловлена его нетрадиционными для христианского Востока общими антропологическими предпосылками – учением о первозданной природе человека и о наследственном характере греха, рассматриваемого Юлианом как самостоятельная реальность, являющаяся причиной тления и смертности, не имеет достаточных оснований. Его концепция первозданного состояния человека отличается от концепций большинства восточных авторов, скорее, терминологически, а его представления о наследственном грехе фактически совпадают с учением таких православных богословов, как Диодох Фотикийский, Макарий Великий Египетский, Максим Исповедник. В христологии Юлиан проявляет себя последовательным монофизитом, причем более радикальным, чем Севир. Так, если Севир полагал принципом богочеловеческого единства единство энергии во Христе (единое богомужное действие), то Юлиан возводил принцип единства в постоянное природное качество. Любое двойство во Христе казалось ему подозрительным, поэтому он утверждал не только единство природы, ипостаси и энергии, но и единство сущности и свойства, чего нет ни у Кирилла Александрийского, ни у Севира.

 



 
PR-CY.ru