Словарь по христианству А АФАНАСИЙ, Андрей

АФАНАСИЙ, Андрей

АФАНАСИЙ, Андрей (до пострижения) – митрополит всероссийский, протопоп московского Благовещенского собора. Был духовником царя Иоанна Грозного. В 1552 г. сопровождал его в поход под Казань. Постригся в 1562 г., в 1564 г. хиротонисан во епископа и избран на место скончавшегося митрополита Макария. Это было тяжелое время окончательного утверждения Грозным царем своего полного абсолютизма. При этом всякая сила, стоящая на пути к этой цели, неминуемо обрекалась на уничтожение. Исторические традиции не позволяли митрополитам устраняться от политики, наоборот, обязывали участвовать в ней хотя бы нравственно. Отсюда – возможность коллизий. Царь усмотрел опасность для полноты своей власти в том органе, при помощи которого бытовая традиция заставляла его управлять государством, а именно – в родовитом боярстве. Монархия в лице Ивана IV предпочла быть демократической, т.е. лучше опираться на непритязательный в политическом отношении народ, чем примириться с претензиями аристократии. Родовитое боярство совсем не замышляло революции: оно признавало самодержавие царя, а для себя требовало только права совета. Но Иван Васильевич был подозрителен и, пожалуй, проницателен. Предупреждая возможную революцию со стороны аристократии в конституционно-ограничительном смысле, Иван Грозный решил сломить политическую силу боярского класса. Для этого ему нужно было убедиться в симпатиях к нему земской силы. 5 декабря 1564 г. царь исчезает из Москвы и останавливается в Александровской слободе. Оттуда он прислал митрополиту грамоту, в которой, исчисляя злоупотребления и измены бояр и обвиняя духовенство в ходатайстве за изменников, объявлял, что оставляет свое государство, и подтверждал, что все люди, живущие на монастырских землях, подлежат лишь патриаршему суду, исключая душегубства. Пораженное этими вестями московское общество всех сословий приступило к митрополиту Афанасию с просьбой умолить царя не оставлять своего государства. Митрополит организовал депутацию выборных людей, во главе которой был поставлен новгородский архиепископ Пимен, и направил ее в Александровскую слободу. Царь принял депутацию, выразил снова свои укоризны боярству и в заключение сказал, что «для отца своего митрополита Афанасия и для своих богомольцев архиепископов и епископов» согласен принять власть над государством, но с условием, чтобы духовенство не претило и не стужало ему своими ходатайствами, когда он будет казнить изменников. Условие было принято, и Иван Васильевич тут же объявил об учреждении нового правительственного органа – опричнины. Царь выделял для себя изо всего государства обширный удел, который, начиная с Москвы, чересполосно прорезал всю государственную территорию в ее главнейших направлениях. Сажая своих худородных опричников на родовых княжеских землях, Иван Васильевич «испомещал» бояр-княжат в новых далеких и чуждых областях, отрывая их тем самым от родных насиженных мест, питавших в них честолюбивые политические притязания. Ряды удельной аристократии сильно поредели, и вскоре над ними возобладали простые боярские семьи вроде Захарьиных и Годуновых. Для интересов митрополита и церковных властей было безразлично решение поставленного царем вопроса о том, быть ли на Руси аристократической или демократической монархии? Но они не могли не протестовать, по нравственным побуждениям, против сопровождавших политику опричнины бесчеловечных жестокостей Ивана Васильевича, хотя и в засвидетельствованных историей случаях протеста иерархов за нравственными побуждениями сознательно или подсознательно скрывались, может быть, и чисто сословные симпатии и бытовые привычки. После 2-летнего с небольшим управления митрополией в 1566 г. Афанасий по болезни добровольно удалился с кафедры и снова поселился в Чудовом монастыре (16 мая 1566 г.), а царь предложил собору епископов избрать в митрополиты казанского архиепископа Германа.

 
PR-CY.ru