АФАНАСИЙ, Любимов Алексей Артемьевич

АФАНАСИЙ, Любимов Алексей Артемьевич (1641–1702 гг.) – первый архиепископ Холмогорский и Важеский, с именем которого тесно связана вся история церковного благоустройства холмогорской епархии. Родился в Сибири. В юные годы был раскольником, но потом отказался от заблуждений и в поисках духовного просвещения поступил в патриаршую школу, находившуюся в Москве, в Чудове монастыре. Приняв затем постриг с именем Афанасия, был рукоположен в иеродиакона, потом в иеромонаха, а в 1675 г. был возведен в сан игумена Тобольского Успенского монастыря. Однако игуменство Афанасия было кратковременным. Отличные дарования и ученость, соединенные с добродетельной жизнью, обратили на себя внимание московского патриарха Иоакима, который вызвал Афанасия в Москву и определил его в число крестовых монахов при патриаршем доме, поручив ему просмотр и приготовление к печати переводов отеческих писаний с греческого языка на славянский. В свою бытность в Москве Афанасий в 1682 г. присутствовал на словопрении с раскольниками и спорил о вере с Никитой Пустосвятом. Между тем внутренние события нашего отечества во второй половине ХVIІ в. готовили ему более обширное духовное поприще. В самой Москве раскол стал открыто враждовать с церковным и гражданским правительством. Это печальное состояние тогдашней России вызвало настоятельную необходимость в учреждениях ближайшего пастырского надзора, и в числе этих учреждений заняла видное место новая Холмогорская и Важеская епархия, со званием архиепископии. Чтобы управлять такой обширной епархией, нужен был энергичный, ревностный деятель, твердый в православии, искусный борец с расколом. Выбор пал на иеромонаха Афанасия, который 18 марта 1682 г. был рукоположен в архиепископа Холмогорского и Важеского. Исполненный ревности к возложенным на него обязанностям, Афанасий словом и примером начал побуждать свою паству «подвигом добрым подвизаться о Господе», для чего составлял и рассылал по епархии пастырские послания и увещательные грамоты. Помимо забот о нравственном состоянии пасомых, вникая в хозяйственное распоряжение церквей и церковных имений, он установил новые источники доходов, разделив для этого всю епархию на участки, чтобы зорко следить и за распространителями раскола через особо назначенных священников (или, по-нынешнему, благочинных). Не остались без внимания ревностного архипастыря и храмы Божьи: он устраивал новые, каменные, восстанавливая из развалин древние, а также открывал новые церковные приходы. Афанасий организовал постройку Холмогорского Преображенского собора и открыл Успенский женский монастырь. Афанасий Холмогорский много помогал юному царю Петру в государственных делах (как и святитель Митрофан Воронежский). Так, постройка Новодвинской крепости, начатая в 1701 г., не обошлась без его деятельного участия. Петр своим указом повелел архиепископу (вместе с архангельским воеводой) строить крепость на Малой Двинке. Ради этого Афанасий пожертвовал много строительного каменного материала и помогал воеводе (князю Прозоровскому) советами для принятия охранительных мер, чтобы спасти Архангельск от прихода с моря шведов, грозивших его разорить. После победы Петр торжествовал и пожаловал Афанасию трофеи: три пушки и шведский флаг, хранящийся доныне в Архангельском кафедральном соборе. Вызванный ложной тревогой из-за намерения шведов опять приступить к городу, царь в 1702 г. в третий раз посетил Архангельск и 29 июня присутствовал при освящении храма в Новодвинской крепости, для которого пожертвовал иконы и всю церковную утварь. Афанасий управлял епархией два с половиной года, а после смерти оставил целую библиотеку своих печатных и рукописных сочинений, из которых известны разные грамоты, «Шестидневец», толкование на Псалтирь, «Домашний лечебник» и др.

 
PR-CY.ru