АФАНАСИЙ, Дроздов Александр Васильевич

АФАНАСИЙ, Дроздов Александр Васильевич (1794–1876 гг.) – архиепископ Астраханский и Енотаевский, магистр Московской духовной академии. Родился в селе Умриненково Белевского уезда Тульской губернии в семье священника. После окончания курса Тульской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, в 1824 г. окончил ее со степенью магистра. В 1823 г. пострижен в монашество, в том же году рукоположен во иеромонаха и оставлен при академии бакалавром. В 1828 г. назначен ректором Пензенской духовной семинарии, с того же года – архимандрит Краснослободского Крестовоздвиженского монастыря Пензенской епархии. С 1829 г. – ректор Костромской духовной семинарии, с того же года – настоятель Костромского Богоявленского монастыря. В декабре 1837 г. был утвержден ректором Рязанской духовной семинарии и настоятелем Рязанского Спасского монастыря. С 1840 г. – ректор Херсонской духовной семинарии и архимандрит Одесского Успенского монастыря, с того же года – настоятель Одесского Успенского собора. С 14 апреля 1841 г. – ректор Санкт-Петербургской духовной академии и управляющий Ростовским Богоявленским монастырем. 15 августа 1842 г. хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии. С 13 января 1847 г. – епископ Саратовский. С 15 апреля 1856 г. – епископ Астраханский. 23 марта 1858 г. был возведен в сан архиепископа. 6 апреля 1870 г. уволен на покой в Астраханский Болдин монастырь, а впоследствии переведен в Московский Данилов монастырь. Основные труды: «Слово на день Вознесении Господня», рассуждение «Испытывайте духов, от Бога ли они» (оба напечатаны в «Опытах сочинений воспитанников Московской духовной академии», М., 1824) и «Исторические известии о костромском второклассном Богоявленском монастыре с XV по XIX век» (СПб., 1837). По выражению архиепископа Никанора (Бровковича), «этот иерарх был если не чудо по учености, по громадности смысла, то явление феноменальное, в своем роде исключительное». В период ректорско-преподавательской деятельности он отличался порывистостью в своих действиях, ум имел острый, способный устремляться в глубь предметов, обладал небывалой памятью, без устали и перерывов занимался изучением классической светской и духовной литературы. Афанасий в совершенстве знал несколько языков: еврейский, латинский, греческий, французский, немецкий, основательно английский, занимался изучением итальянского. Все произведения читал в основном в первоисточниках (последние 25 лет своей жизни на русском языке Афанасий почти ничего не читал). Занятие классической литературой было направлено им специально к тому, чтобы глубже изучить Библию. Помимо занятий духовной наукой Афанасий увлекался изучением естественных наук.

 



 
PR-CY.ru