АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА - Страница 10

Еще в 1009 г. христианство приняли кераиты, один из наиболее крупных и культурных монголоязычных народов Центральной Азии, о чем есть сообщение в «Истории монголов» Рашид-ад-Дина: «Исповедание Иисуса – мир ему! – проникло к ним, и они приняли его». Об этом событии был уведомлен  митрополит Мерва, к которому поступил запрос: как соблюдать посты кочевникам, не употребляющим растительную пищу. Примерно в это же время христианство приняли тюркоязычные онгуты, жившие вдоль Китайской стены, а также гузы, меркиты и частично чигили. В долине Ангары на берегу Унги, где в ХІ–ХІІ вв. обитали меркиты, экспедицией А.П. Окладникова были найдены несторианские погребения. К ХІІ в. христианство проникло к монголоязычным кара-киданям, завоевавшим значительную часть Центральной Азии к югу от озера Балхаш, к их северо-восточным соседям найманам (верховья Оби, Енисея и Селенги) и к народу тибето-бирманской группы тангутам (государство Си-Ся к югу от пустыни Гоби). В 1923–1926 гг. в развалинах столицы Си-Ся Хара-Хото П. Козловым были найдены рукописи с сирийскими богослужебными текстами. О несторианстве среди тангутов есть упоминания в книге Марко Поло и в сирийской «Истории Мар-Ябалахи ІІІ и Раббан Саумы», о христианстве найманов, кара-киданей и меркитов говорит Рубрук в своем «Путешествии в восточные страны». С середины XIX в. притесняемая турками часть ассирийского духовенства во главе с несторианским священником Урмией несколько раз пыталась наладить контакт с православными патриархами на Востоке, но, получив отказ, обратилась к настоятелю Иерусалимской миссии Русской православной церкви Кириллу. В 1861 г. начался длительный миссионерский процесс, санкционированный Святейшим Синодом Русской православной церкви, который завершился в мае 1897 г. На территорию Российской империи, спасаясь от преследований со стороны мусульман, ассирийцы Персии и Турции начали переселяться после русско-персидской войны 1828 г. и русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Первая мировая война спровоцировала новый всплеск массовых депортаций и казней со стороны турок, при этом погибла треть ассирийского населения. Последнее и самое массовое их переселение в Россию произошло в 1915–1918 гг., когда ассирийский народ подвергся массовому геноциду со стороны Турции. Однако  Святейший Синод запрещал селиться на территории империи «несторианам», говоря: «Или переходите в православие, или возвращайтесь на родину, где вас мусульмане будут резать». Поэтому ассирийцы записывались «православными», хотя продолжали исповедовать свою веру. Особенно способствовало такому двойному существованию ассирийцев в Российской империи то, что в 1898 г. епископ Сипургана (в Иране) Мар Йонан перешел в унию с Русской православной церковью, и это событие было подано в России как «воссоединение несторианской церкви» с православием. Поэтому ассирийцев, переселявшихся в Россию после 1898 г., вместе с ассирийскими священнослужителями, записывали в православные «по умолчанию». В местах своего компактного поселения они строили церкви, где ассирийские священники служили на ассирийском языке литургии Аддая и Мари, Нестория, Феодора Мопсуестийского, поминали католикоса Ассирийской церкви Востока, отмечали свои праздники, однако по документам формально все числились православными. Контролировать этот процесс со стороны властей было практически невозможно из-за незнания российскими чиновниками ассирийского языка и плохого знания ассирийцами русского языка. Однако в конце 1930-х гг. богослужения прекратились, и практически все ассирийское духовенство на территории СССР было уничтожено в ходе сталинских репрессий. В 1964 г. в среде ассирийского духовенства возникли внутрицерковные противоречия по вопросам правомочности передачи сана первосвященника от дяди к племяннику. Оппозицию Мар Симону XXIII возглавил ассирийский митрополит Индии Мар Фома Дармо. В 1968 г. он прибыл в Багдад, где был избран на соборе новым патриархом, но вскоре скончался. Его сменил Мар Аддай Багдадский. В 1973 г. Мар Симон XXIII добровольно сложил с себя сан и женился, но его чуть было не вынудили вновь взойти на патриарший престол, несмотря на женитьбу, – этому помешало его убийство в 1975 г. В 1976 г. католикосом-патриархом был избран епископ Тегерана (Иран) Мар Динкха IV (род. в 1935 г.), который находится на этом посту и по сей день, имея резиденцию в США (Мортон Грув, штат Иллинойс). Мар Динкха IV отменил традицию семейной преемственности патриаршего престола, на протяжении веков служившую причиной межклановых распрей. Однако поскольку Мар Аддай не сложил с себя сан, сохраняется довольно сильная оппозиция: Мар Динкха IV поддерживает 11 епископов, а Мар Аддая – 5. С 1990 г. Ассирийская церковь Востока активно контактирует с Халдейской католической церковью во главе с Вавилонским патриархом халдеев Мар Рофаэлем Бидавидом. В 1994 г. в Австралии Священным синодом Ассирийской церкви Востока была учреждена комиссия по межцерковным связям. В 1994 г. Мар Динкха IV и папа Иоанн Павел II подписали в Ватикане «Совместную Христологическую Декларацию», положившую начало объединению «в общем исповедании Сына Божия». В 1997 г. Ассирийский Священный синод объявил о решении начать двусторонний диалог с православными поместными церквами. Сейчас Ассирийская церковь Востока насчитывает около 1,5 млн. последователей, которые проживают в Ираке, Иране, Сирии, Ливане, Индии, Западной Европе, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, России, Армении, Грузии и Украине. См. также Несторианство, Несторий.



 
PR-CY.ru