АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА - Страница 4

 

Поэтому каждое Свое действие Христос совершал одной Своей ипостасью: как Бог или как человек. Он родился, страдал и умер как человек, но совершал чудеса как Бог. Слово «Христос» относится к единому лицу обеих ипостасей, а слова «Бог» и «человек» – только к божественной и человеческой ипостасям, соответственно. Поэтому говорить: «Бог родился» или «Бог умер и воскрес», так же, как и использовать термин «Богородица», с точки зрения антиохийских богословов, является некорректным. Более точно надо говорить: «Христос родился», «Христос умер и воскрес», «Мать Христа». Роль Константинопольского епископа начала возрастать после переноса императором Константином в 330 г. столицы империи из Рима в Константинополь. Находясь при дворе императора, епископ столицы мог влиять на церковную политику всей страны. В 381 г. Константинопольский епископ был признан вторым по чести в Римской империи после папы Римского. Естественно, что епископы старейших кафедр империи, таких как Александрия и Антиохия, хотели видеть на столичной кафедре своего ставленника. В 389 г. епископом Константинополя стал бывший антиохийский пресвитер и друг Феодора Мопсуестийского – Иоанн Златоуст. В частности, в подтверждение своей правоты восточные богословы отмечают, что в многочисленных трудах Иоанна Златоуста ни разу не встречался термин «Богородица», хотя он является православным учителем. В 404 г. Александрийскому архиепископу Феофилу (совместно с племянником – диаконом Кириллом) удалось добиться суда над Иоанном. Златоуст был обвинен в ереси, лишен сана и отправлен в ссылку на Кавказ. Но через четверть века (в 412 г.) Александрийским архиепископом становится племянник Феофила – Кирилл. В 427 г. умер столичный епископ Сисиний, и на его место был приглашен известный церковный оратор и богослов из Антиохии, настоятель монастыря св. Евпрепия – Несторий, который был учеником Феодора Мопсуестийского и почитателем Иоанна Златоуста. «Православность» Феодора Мопсуестийского также ни у кого на Востоке не вызывала подозрений вплоть до середины V в. Отказавшись принять решения Халидонского собора (поскольку его вероопределение казалось им нелогичным), богословы Ассирийской церкви Востока оказались в оппозиции к Византии. Местные соборы в V в. приняли ряд оригинальных решений: на Ктесифонском (499 г.) соборе было признано несторианство, традиционными стали необязательность безбрачия для всего духовенства (в том числе для архиереев) и отсутствие гласной исповеди, которая сменилась невысказанным вслух сердечным сокрушением о грехах. Разрыв с византийским православием произошел при следующих обстоятельствах. Во время архиепископства в Константинополе Нестория дело осложнилось участием в этом Римского епископа. Между Константинополем и Римом шел спор из-за Восточного Иллирика, который в гражданском отношении зависел от Константинополя, а в церковном – от Рима. Изгнанные из Италии епископы-пелагиане (последователи английского монаха Пелагия (Моргана), отрицавшего необходимость божественной благодати для спасения) обратились к посредничеству Нестория, требуя пересмотра своего осуждения, который, однако, не знал подробностей о недавно отшумевшем на Западе пелагианском споре. Чтобы разобраться в этом деле, Несторий, не вступая в общение с пелагианами, направил папе Римскому, «брату» Целестину I (418–422 гг.), письмо  с просьбой сообщить, за что пелагиане отлучены от церкви. Целестину не понравилось, что Несторий называет его «братом», а не «отцом», и что он собирается пересматривать принятые Римом решения.

 



 
PR-CY.ru