Словарь по христианству А АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА

АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА

АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА, Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока – одна из самых древнейших дохалкидонских (древних восточных, ориентальных) христианских церквей. Христианские общины появились в Месопотамии на рубеже I–II вв., подпав под юрисдикцию антиохийского епископа. Их основателями провозглашались апостолы Фома и Фаддей. Епископы Ассирийской церкви Востока сначала рукополагались в Антиохии, но в конце II в. стали избираться и рукополагаться на местах и были вполне самостоятельными вплоть до начала IV в., когда осуществилось их административное подчинение католикосу (затем патриарху) Селевкии-Ктесифона. Христианство получило распространение в среде иудеев диаспоры, бежавших на территорию Парфянского царства из Палестины (в 70-х гг., после разрушения Иерусалима войсками римского императора Тита), и в среде персов-зороастрийцев (с III в.). Но около 115 г. Месопотамия была завоевана римлянами, а в III в. – Сасанидами. Частые войны Рима с сасанидской Персией III–VII вв. усугубили изоляцию персидских христиан, что привело, в частности, к самостоятельности Ассирийской церкви Востока в разрешении богословских споров на собственных поместных соборах 410, 486, 544, 576, 587, 596, 605 и др. гг. В конце V в. изгонять несториан из митрополии стал император Зенон (476–491 гг.). Многие из них нашли убежище в Ассирийской церкви Востока, разделявшей воззрения Феодора Мопсуестийского (около 350–428 гг.) и Нестория (381–451 гг.) и признававшей авторитет только двух первых Вселенских Соборов – Никейского (325 г.) и первого Константинопольского (381 г.). Следует отметить, что догматика Никейского собора была воспринята Ассирийской церковью Востока лишь в 410 г., а Константинопольского – и того позже. Ассирийская церковь Востока исповедует богочеловеческое лицо Христа, появившееся в результате соединения Бога Слова и человека, в момент зачатия Иисуса Христа в чреве Девы Марии. Она также исповедует две ипостаси (т.е. частные проявления природы) и две природы Иисуса Христа: божественную и человеческую. Ассирийская церковь Востока учит, что воля – неотъемлемое свойство лица (личности), поэтому признает у Иисуса Христа единую богочеловеческую волю, тогда как православные и католики признают у Христа две воли. Она имеет канон новозаветных книг, отличающийся от принятого в других христианских конфессиях. Так, в канон не включены второе Послание Петра, второе и третье Послания Иоанна, Послание Иуды и Апокалипсис. Так как она канонизировала отлученного от греческой церкви константинопольского архиепископа Нестория, ее часто называют «несторианской», хотя сама Ассирийская церковь Востока такое название не признает. Она отвергает термин «Богородица», а Деву Марию называет «Мать Христа». Богослужения совершаются на арамейском языке (в ассирийских приходах), малаялами (в Индии), английском (неассирийские приходы США, Канады, Австралии и Новой Зеландии). Как и в православии, в Ассирийской церкви Востока есть крещение младенцев, миропомазание, которое осуществляется сразу после крещения, крестное знамение, почитание (но не поклонение) креста и святых, соблюдение постов. Таинствами в строгом смысле считаются только крещение и евхаристия. Миряне и священники причащаются одинаково, т.е. хлеб принимают в руку, а вино пьют из чаши. Во время евхаристии верующие под видом хлеба и вина переживают свое единство с Христом «в одном теле» и участвуют в Его искупительной смерти и воскресении. Ассирийская церковь Востока признает реальное присутствие Христа в евхаристическом хлебе и вине, однако не принимает доктрины превращения хлеба и вина в тело и кровь Христа. Дополнительными таинствами считаются миропомазание, священство, покаяние (без исповеди), таинство закваски («малька») и изображение креста. Таинство покаяния входит в чинопоследование литургии, перед которой от верующего требуется примирение с людьми, которым он причинил обиду.

 



 
PR-CY.ru