Словарь по христианству А АССМАН Уго

АССМАН Уго

АССМАН Уго (р. в 1933 г.) – бразильский теолог, философ и социолог, один из основоположников (наряду с Густаво Гутьерресом, Леонардо Боффом, Хуаном Собрино, Хуаном Сканноне, Хуаном Луисом и др.) теологии освобождения – радикального направления католической теологии, зародившегося в странах Латинской Америки в 1970–1980-х гг. и развивающегося не только как оригинальные теологические и философские поиски, но и как широкое социальное движение. Уго Ассман считается лидером социологического направления в «теологии освобождения», его нередко относят и к представителям «философии освобождения». Эволюционизировал он от католицизма к протестантизму. Был профессором Института теологии образования и Катехизического пастырского института в Сан-Паулу, в последнее время жил в Коста-Рике. Философию и социологию Ассман изучал у себя на родине, теологию – в Риме. Лиценциат (кандидат) наук в области социальных наук, доктор теологии. В 1962–1969 гг. преподавал теологию в различных бразильских университетах, 1969–1970 гг. – в университете Мюнстера (Германия). В 1971–1973 гг. – секретарь Исследовательского института «Iglesia y Sociedad en Amtrica Latina» (ISAL). С 1974 г. – профессор отделения журналистики университета в Сан-Хосе (Коста-Рика). В 1970 г. Ассман опубликовал книгу «Теология освобождения» (на год раньше, чем Г. Гутьеррес, издавший книгу под таким же названием), в которой в систематической форме представил очерк этой теологии, определил ее метод, специфику целей и задач, показал отличие теологии освобождения от других концепций новой теологии (теологии надежды, теологии революции и др.). Основные работы Ассмана Уго («Теология и практика освобождения» (1976 г.), «Практическая теология освобождения» (1975 г.) и др.) базируются на анализе социально-политической ситуации в странах Латинской Америки 1960-х гг. В них автор отвергает мысль, что только ненасильственные действия являются специфически христианскими и придерживается неомарксистской ориентации, излагаемой в терминах критической теории Франкфуртской школы. Марксизм при этом понимается Ассманом Уго как теория социального развития, которой не обладает христианство и которую оно может и должно использовать. Те, кто видят необходимость борьбы и не видят необходимости в насилии, – подчеркивает он, – подходят к решению вопроса нереалистично. Христианская традиция говорит о положительной роли насилия не только в случае законной защиты или борьбы с тиранией, но и в деле защиты угнетенных против угнетателей, мотивируя это любовью к ближнему. Выделяя в понятии «освобождение» три значения (политическое, философское и теологическое), Ассман подчеркивает, что теологический смысл освобождения для него – это не чисто «теологические спекуляции» по поводу революционных преобразований, а теологическое обоснование конкретной практики, причем практики марксистской. При этом Ассман отмечает, что он является приверженцем латиноамериканского «нового марксизма» и отчасти марксизма Герберта Маркузе (1898–1979 гг.), но не «реформизма коммунистических партий московской линии». Социальную теорию он строит вокруг оппозиции зависимость–освобождение. Основные задачи «теологии освобождения», по Ассману, заключаются: 1) в восстановлении истинного смысла христианства на основе Ветхого Завета, что предполагает трактовку спасения как освобождения и 2) в наполнении христианских терминов социально-политическим содержанием, соответствующим современной практике (праксису), которое предполагает историчность теологии, т.к. не существует теологии вечных истин, а каждая теология исторична по необходимости в том смысле, что она имеет социальную почву и поэтому вполне определенное идеологическое основание.

 



 
PR-CY.ru