АССИЗИ - Страница 2

Фрески Джотто представляют собой выдающиеся произведения итальянского Проторенессанса. Тайна святости и религиозной экстатичности выразилась не в повествовательных росписях, а в самой архитектуре, в том праздничном, «поющем» и, одновременно, мистическом настроении, которое создает пространство храма. В Ассизи можно посетить также Римский музей с собранными там памятниками античного искусства. На площади Муниципалитета сохранился шестиколонный портик от древнеримского храма Минервы, но сам храм переделан в барочную церковь «Св. Марии над Минервой». Дворец Приоров построен в XIV в. Рядом, на месте дома, где жил когда-то Франциск Ассизский, в XVII в. возведена Новая церковь и часовня Св. Франциска – здания в стиле итальянского барокко. Выдающимся сооружением «романо-умбрийского стиля» является большой собор Св. Руфина (начат в 1140 г.). Руфин проповедовал Евангелие в этих местах в первой половине III в. и был утоплен своими преследователями в реке Кьяшо. Он был первым епископом Ассизи и считается небесным покровителем города, а собор возводили для хранения его останков. Суровый фасад украшен тремя ажурными розами, аркатурным поясом и замечательными скульптурами романского периода: изображением Христа на троне между Солнцем и Луной (в люнете центрального портала), кариатид, львов и грифонов. На глубине 5 м под уровнем собора находится древняя церковь XI в., в ней – римский мраморный саркофаг III в. н.э. с рельефом на сюжет «Диана и Эндимион». Недалеко от собора Св. Руфина – церковь Св. Кьяры, построенная в 1255–1265 гг. рядом с более ранней церковью Св. Георгия, где обучался молодой Франциск Ассизский и где хранились его останки до перенесения их в 1230 г. в церковь Сан Франческо. Фасад собора примечателен «полосатой» каменной кладкой, большой розой в центре и скульптурными изображениями львов, на которые опирается архивольт портала. Внутри – фрески учеников Джотто; в правом крыле трансепта – большая икона, изображающая Св. Кьяру, работы Чимабуэ (конец XIII в.). Святая Кьяра (1194–1253 гг.) родилась в Ассизи; под воздействием проповедей св. Франциска она решила посвятить себя Богу, постриглась в монахини. Так возник монастырь Кларисс (лат. clariss – «светлый, сияющий», от имени Кьяры, итал. Chiara – «светлая»). В отреставрированной «Капелле Причащения» церкви Св. Георгия монастыря Кларисс можно увидеть фрески школы Джотто, а в «Капелле Распятия» – деревянное расписное Распятие, от которого, согласно легенде, в 1206 г. исходил голос Христа, повелевшего св. Франциску: «Иди и восстанови Мой дом, который рушится». В Ассизи находится еще один храм романского периода – Аббатская церковь Св. Петра (1029–1268 гг.) с тремя розами западного фасада; в окрестностях города – церковь Св. Дамиана, которую в 1207 г. восстанавливал св. Франциск со своими первыми последователями и где началось францисканское движение. Кладка одной из стен, неровная, из случайных булыжников, выдает работу неопытных каменщиков – она сложена руками Франциска и его товарищей. Там же – молельни, кельи св. Кьяры и ее «Кларисс» с деревянной мебелью того времени и монастырский сад. Южнее Ассизи находится базилика Санта Мария дельи Анжели («Св. Марии Ангелов», 1569 г.) с сохранившейся капеллой Порциунколы (возможно, от итальянского porziuncolla – «маленькая порция камня», частица гробницы Богоматери, согласно легенде заложенная в ее основание). Эта капелла в XIII в. была пристанищем св. Франциска, там сохранились почерневшие от времени своды, алтарный триптих XIV в., фрески XVI в., произведения из майолики Андреа делла Роббиа (около 1490 г.), портрет св. Франциска, приписываемый Чимабуэ, Распятие работы Джунта Пизано (1236 г.), много других реликвий и художественных сокровищ. В настоящее время в городе проживает до 25 тыс. жителей; в епархии – около 45 тыс. человек, есть 32 прихода, 13 мужских монастырей и 42 женских. Ежегодно Ассизи посещают около 5 млн. паломников и туристов. По инициативе папы Иоанна Павла II (1978–2005 гг.) с 1986 г. Ассизи превращается в центр католической миротворческой деятельности.



 
PR-CY.ru