Словарь по христианству А АССИЗИ

АССИЗИ

АССИЗИ (Assisi) – город и епископство в центральной части Италии, в провинции Умбрия, недалеко от Перуджи, южнее Флоренции, Сьены и Ареццо, административный и духовный центр ордена францисканцев, место рождения и деятельности Франциска Ассизского. Считается, что город основали этруски, которые господствовали здесь в VIII–VI вв. до н.э. Со II в. до н.э. город находился во владении римлян, которые называли это поселение Asisium от «Sub Asio» (лат.) – «Под властью Азия», поскольку оно было основано сыном царя Азия. В раскопках древнего поселения археологи нашли относящиеся к IX в. до н.э. железные изделия и терракотовые погребальные урны культуры Вилланова. К этой же культуре принадлежит и одна из древнейших народностей Италии – умбры, откуда происходит название области. Римляне завоевали город в 295 г. до н.э., о чем свидетельствуют руины римского Форума, храма Минервы, амфитеатра и терм. В Средние века Асцези (Ascesi), окруженный высокой крепостной стеной с восемью воротами, зубчатыми башнями, был одним из первых, завоевавших себе независимость и свободу: с 1184 г. Ассизи – самостоятельная городская коммуна, с 1367 г. – в составе Папского государства (Папской области). В XII в. жители Ассизи примкнули к партии гибеллинов. Город расположен на западном склоне горы Субазио, и сверху открывается чудный вид на живописные холмы и долины «страны легких теней» – Умбрии. Прежде всего, город связан с именем выдающегося подвижника Франциска Ассизского (1182–1226 гг.), который родился в Ассизи, а его мать – француженка из Прованса (отсюда имя «Франциск»). В 1207 г. Франциск основал здесь общину – впоследствии монашеский орден францисканцев. Он преклонялся перед «Царицей бедностью» (для него это был акт смирения), проповедовал «сестрам ласточкам и братьям цветам», пел гимн «брату Солнцу и сестре Луне». Своим восторженным, радостным отношением к миру Франциск Ассизский, «возвратив Христу людей, возвратил к нему и природу». Вместе с ним в число христианских добродетелей вошла «Радость духовная» («Laetitia spiritualis»). Город Ассизи поднимается вверх уступами, а на его западной окраине, над обрывом, высится двухэтажная базилика Св. Франциска (San Francesco). Строительство началось спустя два года после его кончины, а в 1230 г. в Нижней церкви был захоронен его прах. Быстрота строительства «всем миром» и грандиозность сооружения, особенно поражающей величием Верхней церкви, не поддается объяснению. Место, на котором был возведен храм, получило название «Гора Рая». Базилика сложена из желтовато-розовых камней плотной и точной кладкой, как по линейке. Трудами сотен людей вырос огромный храм, который изменил окружающий пейзаж; суровый снаружи, внутри он кажется сказочным. «Цветочки» Франциска Ассизского засверкали всеми красками на его стенах. Высокие тонкие колонны с маленькими капителями выделяются розовым, зеленым, и голубым, ребра сводов – пестрым орнаментом; ярко-синий потолок – золотыми звездами. В апсиде – мраморный трон епископа с подлокотниками в виде львов под киворием на двух мраморных колоннах. Кресла хоров – из резного дерева с причудливым готическим орнаментом и панелями с иллюзионистическими изобразительными композициями в технике деревянного набора. На восточной стене сверкает разноцветными стеклами волшебная «роза». Царственное величие храма могло бы показаться неуместным, противоречащим личности Франциска, если бы не ощущение, возникающее сразу же при входе, что вся эта красота относится не к личности нищенствующего монаха, а создана во славу Творца. Эпоха дученто (итал. duecento – «двухсотые годы», XIII в.), в которую жил Франциск Ассизский и строился храм, была временем «брожения умов», церковных реформ и возникновения искусства Проторенессанса. Около 1280 г. стены Нижней церкви расписывали Чимабуэ, С. Мартини, П. Лоренцетти и ученики Джотто ди Бондоне. В 1282 г., около 1294 г. и между 1297 и 1299 гг. цикл фресок, посвященных жизни св. Франциска, в Верхней церкви выполнил сам Джотто (а часть изображений спорна и приписывается его помощникам).

 



 
PR-CY.ru