Словарь по христианству А АССЕМАНИ

АССЕМАНИ

АССЕМАНИ (Assemani, латиниз. форма от араб. as-Sim‘ani) – семья маронитов (последователей одной из наиболее влиятельных восточных католических церквей, распространенной преимущественно на Ближнем Востоке и в англоязычных странах), из которой вышли ученые-ориенталисты и богословы XVIII – начала XIX вв.: Иосиф Симон (1687–1768 гг.), его племянник Стефан Эводий (1707–1782 гг.), его брат Иосиф Алоизий (1710–1782 гг.), а также внучатый племянник Иосифа Симона и племянник Иосифа Алоизия – Симон Ассемани (1752–1821 гг.). Происхождение семейство ведет из с. Хасрун (Северный Ливан). В 1685 г. ливанский священник Якуб Аввад отправил своего сына Ильяса Ассермана в маронитскую коллегию в Риме. Там юноша проявил незаурядные способности и после окончания 12-летнего курса обучения очень быстро сделал церковную карьеру. Папа Климент XI (1700–1721 гг.) заметил талантливого выпускника и, несмотря на обязательство отправлять окончившую курс обучения маронитскую молодежь на родину, оставил его при себе. В 1700 г. в сане Антиохийского архиепископа Ильяс возглавил маронитскую делегацию, ходатайствовавшую о возобновлении покровительства, оказываемого этой общине французским королем. В 1707 г. по поручению папы Климента XI он отправился в Египет, откуда привез более 40 рукописей, относящихся к ранним векам христианства. Собирание древних восточных манускриптов продолжил и его двоюродный брат Юсуф Самъун. В 1710 г. Иосиф Симон занимал должности переписчика восточных рукописей (scriptor Orientalis), переводчика с арабского и сирийского языков, а также советника Конгрегации по ревизии и исправлению литургических книг восточных обрядов. Первым его заданием стало составление каталога рукописей, собранных его кузеном Ильясом. Близость к папскому престолу позволила ему с успехом ходатайствовать в пользу своего родственника Якуба Аввада, отстраненного с патриаршего престола Маронитской церкви. В 1711 г. Иосиф Симон получает разрешение папы перейти из маронитского в латинский обряд. В 1715 г. Климент XI организовал экспедицию в Сирию и Египет за рукописями христианского Востока, во главе которой был поставлен Иосиф Симон. За два года в монастырях Нитрийской пустыни, в Каире, в Дамаске, в Халебе и Горном Ливане им было собрано около 150 ценнейших манускриптов, переправленных на хранение в папскую Ватиканскую библиотеку. В 1735–1738 гг. он совершил 2-е путешествие на Восток, где по поручению папы Климента XII (1730–1740 гг.) представлял интересы Римского престола на маронитском Соборе в Дайр-Лувайзе близ Бейрута (1736 г.). Однако ревностное проведение курса на латинизацию привело его к столкновению с маронитским Синодом. После возвращения в Рим Иосиф Симон до самой кончины работал в Ватиканской библиотеке, где занимал должности хранителя (custos) и префекта. В 1766 г. он был посвящен в сан титулярного католического архиепископа Тирского. Коллекция, собранная в 1715–1717 гг., побудила его составить единый каталог сирийских, арабских, персидских, турецких, еврейских, самарянских, армянских, эфиопских, греческих, коптских, грузинских и малабарских рукописей – «Климентову Ватиканскую восточную библиотеку» (Biblioteca Orientalis Clementino-Vaticana), где напечатано много не известных ранее произведений восточной письменности. Однако из 12-ти томов этого труда были напечатаны только первый (De scriptoribus Syris orthodoxis), второй (De scriptoribus Syris monophysitis) и две части терьего (De scriptoribus Syris nestorianis: Catalogus Ebedjesus Sobensis; De Syris nestorianis). Материалы для других томов остались в рукописи и большей частью погибли при пожаре 30 августа 1768 г.

 



 
PR-CY.ru