Словарь по христианству А АСКОЧЕНСКИЙ Виктор Ипатьевич

АСКОЧЕНСКИЙ Виктор Ипатьевич

АСКОЧЕНСКИЙ Виктор Ипатьевич (1813–1879 гг.) – писатель, сын священника. Учился в воронежской духовной семинарии. После окончания курса в Киевской духовной академии со степенью магистра был бакалавром в той же академии по кафедре патрологии. В 1846 г. Аскоченский оставил преподавание и был назначен советником губернского правления в Житомире. В 1849 г. он был переведен в Каменец-Подольск на должность совестного судьи и исправляющего обязанности председателя гражданской палаты. В 1851 г. Аскоченский был вынужден выйти в отставку.  В личной и семейной жизни он не был счастлив, на службе был нелюбим из-за тяжелого, не брезгавшего даже доносами нрава. Озлобление неудачника Аскоченский перенес и на свою литературную деятельность. С средины 1858 г. он стал издавать прославившуюся своим крайним обскурантизмом еженедельную газету «Домашняя Беседа», которая первоначально была предназначена для народа (задачей было поставлено «Давать уроки и правила нравственности русскому народу»), но с 1859 г. ее формат был увеличен, а программа расширена. С № 20 1860 г. в газете появился отдел «Блестки и изгарь». Здесь, под видом защиты православия и борьбы с неверием, Аскоченский с яростью фанатика и обскуранта нападает на науку, европейское просвещение и всякое прогрессивное движение в общественной жизни. Между тем, как можно видеть из напечатанного после его смерти «Дневника», который Аскоченский вел с 1835 по 1857 гг. и который был напечатан в «Историческом Вестнике» (1882 г., I–IX тт., с предисловием Ф. Булкова), мировоззрение Аскоченского в молодые годы было далеким от обскурантизма и увлечения клерикальными и охранительными идеями. В «Дневнике» он ополчается против монахов, которым принадлежит руководящая роль в академическом преподавании и которых он клеймит как «черных гениев, представителей закоренелого квиетизма»; отрицательно относится к постам и другим церковным обрядам; признается, что и в то время, когда он читал лекции в Киевской академии, он считался в глазах духовного начальства «карбонарием» и должен был «скрывать свои лекции от неразумной ревности инквизиторов-монахов». Все это не помешало ему превратиться в ожесточенного врага всего ищущего выхода к свету и свободе. Если в публицистических статьях Аскоченского нельзя отрицать известной доли литературного дарования – его выпады против либеральных веяний не лишены были иногда едкого сарказма и остроумия, – то в его беллетристических произведениях нет и следа художественного таланта, вкуса и чувства меры. Он писал стихи («Собрание стихотворений», 1846 г.), басни, повести и рассказы, драмы («Пансионерка», 1847 г.; «Марфа Посадница», 1870 г.) и сатирические очерки. Но печальную известность получил только его роман «Асмодей нашего времени» (1858 г.) карикатурным изображением прогрессивных слоев русского общества и изобличением их в безнравственности и атеизме. Ему принадлежат еще две книги исторического содержания: «Киев с древнейшим его училищем – академией» (1856 г.) и «История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 году» (1863 г.), а также «Чтения для православного народа» (1860 г.), «Письма Звонаря» и другие нравоучительные рассказы. В конце 1877 г. он душевно заболел, и «Домашняя Беседа», влачившая последние годы жалкое существование, прекратилась.

 
PR-CY.ru