АСКЕТИЗМ МИРСКОЙ - Страница 2

 

Протестантский аскетизм был следствием реформы М. Лютера, о которой К. Маркс сказал, что Лютер превратил попов в мирян, а мирян – в попов. Иначе говоря, в результате реформы оказались размытыми границы между Градом Божьим и градом земным, по терминологии Августина Блаженного. Для восстановления такой границы появилось понятие «светское», т.е. не церковное. К сожалению, в современной жизни эти понятия опять стали смешиваться. Протестантская философия постоянно стремилась вывести светские науки из-под церковного контроля. Коммунистический аскетизм возник из протестантской философии Нового времени и основывался на убеждении в приоритете будущего, более совершенного общества над обществом существующим, призванным служить лишь ступенькой на пути к коммунизму. Аскетизм этого типа требовал, прежде всего, полного отказа от собственности и отведения на второй план роли семьи. Основоположники коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности»; «коммунистов можно упрекнуть разве лишь в том, что они хотят поставить официальную, открытую общность жен на место лицемерно скрываемой». Разделение потребностей человека на естественные и искусственные (т.е. вымышленные) служило идейным обоснованием коммунистического аскетизма. Предполагалось, что должны удовлетворяться только первые, поскольку вторые навязаны человеку несовершенным обществом и должны быть отброшены. Важным доводом в поддержку аскетизма являлось и различение низшей ступени коммунизма (социализма) и его высшей ступени (полного коммунизма). А.А. Зиновьев называет это разграничение чисто умозрительным и вместе с тем очень удобным для коммунистической идеологии: «Все дефекты реальной жизни в коммунистических странах можно отнести за счет того, что еще не достигли полного коммунизма». Нужно подчеркнуть, что русская революционная интеллигенция второй половины XIX в., имевшая очевидный коллективистический уклон, также была проникнута духом аскетизма. Это нашло отражение, в частности, в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и во многом способствовало успеху романа. «Прежде всего, это книга аскетическая, – писал Н.А. Бердяев. – Герой романа Рахметов спит на гвоздях, чтобы приготовить себя к перенесению пытки, он готов во всем себе отказать... Мораль «Что делать?» очень чистая и отрешенная». Именно «чистая и отрешенная» мораль послужила основой для попыток создания в России коллективистского коммунистического общества. Однако аскетизм, пронизывающий жизнь коллективистических обществ, не имеет социальных корней в индивидуалистических обществах. Социолог В. Парето характеризовал проявления аскетизма в капиталистическом обществе как патологическую форму дисциплины желаний, гипертрофию чувства социальности: «У людей наблюдается особый род чувств, не имеющий подобия у животных. Они побуждают индивидов налагать на себя лишения, воздерживаться от удовольствий без какой-либо личной пользы, поступать наперекор инстинкту, подталкивающему живые существа стремиться к приятному и избегать неприятного. Такова сущность феномена, известного под именем аскетизма».

 



 
PR-CY.ru