АСКЕТИЗМ МИРСКОЙ

АСКЕТИЗМ МИРСКОЙ – идеал отношения христианина к потребностям и обстоятельствам повседневной жизни, основанный на общехристианском противопоставлении земного и божественного. Он утверждает, что в своем устремлении к вечному блаженному бытию в Боге – спасению, христианин должен постоянно практиковать аскезу, под которой понимается система своего рода упражнений, направленных на выработку личных качеств, способствующих подавлению греховных и развитие богоугодных черт поведения. Отвлекаясь от конкретных деталей теологического объяснения аскетизма, можно выделить две его основные модели, имеющие место в христианстве. Первая рассматривает мирскую жизнь как препятствие к спасению, поскольку вся она греховна, полна пороков и несовершенства. Отсюда следует предписание удаляться от естественных желаний, жизненных благ и удовольствий. Крайним вариант – обуздание плоти в изнуряющих церковных послушаниях, постах и других подобных процедурах. Сама жизнь, со всеми ее семейно-бытовыми, трудовыми, социально-политическими обстоятельствами, имеет смысл лишь как период подготовки к эсхатологическому финалу (концу света). Считается, что в ходе земной жизни человек пытается заслужить добрыми делами оправдание и спасение в жизни после смерти. Современное католическое и православное христианство не столь радикально в своих взглядах на мирской аскетизм, как это было на протяжении большей части их истории. Земное благополучие человека ныне ими не отвергается, но на уровне вероучения принципиальные установки этой модели остаются в силе. Второй моделью можно считать протестантский вариант мирского аскетизма. Он также предполагает ощущение христианином внутренней отчужденности от мира. Но Бог дал людям именно эту – земную жизнь, поэтому вера в предустановленность спасения и надежда оказаться среди тех, кому уготован такой исход, побуждает верующих искать признаки своей принадлежности к избранным в сферах мирской деятельности. Ключевым понятием здесь является так называемое «призвание» – представление о поставленной Богом человеку жизненной задаче. В этом плане мирские обязанности обретают статус богоустановленных. В обоснование обычно приводится ссылка на призыв апостола Павла каждому верующему оставаться «в том звании, в котором призван» (1 Кор. 7:20). Принадлежность к тем, кому уготовано спасение, ставится в непосредственную зависимость от успешного выполнения человеческих обязанностей. С этой целью следует неустанно искать поприще, где способности человека реализовались бы с предельной продуктивностью. Неудачи в таком случае будут объясняться невниманием к божественному призыву и обделенностью по этой причине благодатью. Протестантские мыслители Дж. Уэсли, Р. Бакстер, Ф. Шпенер и др. неоднократно отмечали, что последовательность «вера–усердие–богатство» может обернуться преобладанием любви к мирскому и утратой подлинного смысла аскетизма. Богу угоден не конечный результат, считали они, а сама деятельность как прославление человеком Бога в сотворенном мире. Человека в таком случае можно уподобить управляющему в Божьем имении: чем лучше он трудится, тем богаче имение, но тем выше и ответственность перед Богом. Кроме того, ни приобрести избранность за какую бы то ни было цену, ни даже точно удостовериться в принадлежности к ней человек сам не может. Доступно только ощущение своей угодности Богу. Достичь такой уверенности и должен христианин, совершая свои мирские дела с полной отдачей.

 



 
PR-CY.ru