АФОН, Святая гора - Страница 8

 

В ней захотел провести остаток жизни родственник основателей, воевода Георгий Торникий, но был вызван императрицей Феофаной для отражения арабов. Закончив поход, он вернулся с богатством, которое дало возможность расширить монастырь и построить в нем разные сооружения, вместе с великолепным храмом Успения Богоматери. Ко времени окончания застройки Ивера относят приплытие по морю иконы Богородицы, взятой иноками и поставленной вначале над главным входом в обитель, а потом в церкви «Вратарницы». В 1260 г. Ивер был разорен шайкой разбойников «каталонцев», грабивших Афон три года подряд. Пострадал Ивер, если верить сказаниям, и в эпоху взятия Мохаммедом II Царьграда. Оставаясь необитаемым полвека, он будто бы только в 1500 г. был возобновлен грузинским царем, отцом некоего Кайхозру. Монастырь Ивер был приведен в цветущее состояние и окончательно устроен в 1674 г. Он имеет форму крепкого замка, с бойницами и высокой башней у пристани. Иверская икона Богоматери находится в приворотном храме, а внутри стен расположен собор Успения, а также малый храм Иоанна Предтечи и трапезная. В алтаре хранятся части мощей разных святых, в том числе апостолов – Петра, Варфоломея, евангелиста Луки, Лазаря, воскрешенного Христом, и многих других. Точный список с чудотворной Иверской иконы был прислан в Москву при царе Алексее Михайловиче и помещен патриархом Никоном в основанном им на Валдайском озере Иверском монастыре (1656 г.). Другой список, привезенный позже, был поставлен в часовне у Воскресенских ворот в Москве. В числе легенд, приурочиваемых к Иверу на Афоне, есть сказание о посещении Святой горы Богоматерью, приставшей «в Климентовой пристани», близ Ивера, где сооружена часовня. Ивер был одим из богатейших монастырей на Афоне. Кроме земель в Македонии и Румынии, ему принадлежал греческий Никольский монастырь в Москве. Однако первым на Афоне, после Кареи, считается монастырь св. Афанасия, величаемый лаврой. Он находится на самой южной оконечности Афона, при его подошве, близ залива Контесса. В 956 г. на Афон пришел св. Афанасий, уроженец Трапезунда, постригшийся в Кименской обители Михаила Малеина. Он ушел из нее, когда его хотели поставить игуменом. На Афоне вскоре распространилась слава о его подвигах. Знакомый полководец (позже – император Никифор Фока; 963–969 гг.) хотел было сам отречься от мира и создать богатый монастырь, а потому возбудил против Афанасия других настоятелей и афонских келиотов. Дело дошло до разбирательства императора (преемника Никифора Фоки – Иоанна Цимисхия; 969–976 гг.), который, вызвав Афанасия и убедившись в несправедливом на него навете, послал настоятеля Студийского монастыря прекратить ссоры афонцев. Тогда же было решено собираться раз в год всем настоятелям в Карее и сообща обсуждать дела по управлению Афоном. Из этих собраний и состоялся, с течением времени, протатон, как постоянно действующий монашеский собор. Вмешательство императора в личное дело Афанасия сильно подняло его авторитет, а сочинение им правил для общего руководства, ставших обязательными, дало первенство его лавре среди всех монастырей. Порядок первенства его лавры остался и после кончины Афанасия. Обитель снаружи представляет из себя крепость. Во внутреннем дворе расположен собор Благовещения, переименованный позже во имя св. Афанасия, мощи которого покоятся в левом придельном храме сорока мучеников. Алтарь – троечастный; престол с резной сенью, стены облицованы фаянсовыми плитами; вокруг стен – места резные; иконостас 2-ярусный, ворота которого и место игумена убраны перламутром.

 



 
PR-CY.ru