АФОН, Святая гора - Страница 6

 

Келья патриарха оставалась необитаемой около ста лет, пока другой патриарх – Серафим, прибыв на жительство на Афон, не поселился на месте, избранном предшественником, и приобрел в собственность значительный участок земли, а афонское общество доставило ему строительные материалы для сооружения обширного скита. Серафим выписал из Константинополя мастеров, заложил высокий трехъярусный храм и большой дом. Патриарх прожил тут два года и, передав управление Паисию Величковскому, сам тоже уехал в Россию, как и Афанасий, где и умер. Оставшийся после него правитель скита «Серая» передал его Ватопеду за приют и содержание в этой обители. А от Ватопеда право на владение им приобрели в 1841 г. русские монахи из Брянска – Иларион и Варсонофий, собравшие вокруг себя общину русских иноков. Келья 27-го октября 1849 г. была возведена в степень скита, открытого жившим в Ватопеде адрианопольским митрополитом Григорием, при ктиторстве А.Н. Муравьева. Русским издавна принадлежал монастырь св. Пантелеймона, в трех часах ходьбы от Кареи, на северо-западной стороне Афона, на низменной скале прибрежья Святогорского залива. Причины возникновения здесь русской обители можно найти в рукописи архимандрита Варлаама (1705 г.): «Понеже все святогорские отцы, советовавшие с собой за высоким блогословением святейшего господина отца Кир Гавриила, патриарха цареградского, избраша единому быть между всеми греческими и болгарскими монастырями, русским, дабы отовсюду приходящие странники, хотящии там быти, при нем пребывание имели». Но когда такое решение было принято, не обозначено: видимо, в довольно отдаленную от нас эпоху. Предание относит такое решение к дням киевского князя Владимира, указывая на пример Антония Печерского, но тот спасался в пещере, принадлежавшей Есфигменскому монастырю. Решение основать русский монастырь на Афоне, скорее всего, было принято на основании хрисовула императора Алексия Комнена (1080 г.), и, судя по документу, находящемуся в монастыре Богоматери, – Ксилургу, поэтому эту обитель следует считать первой, которую греки уступили русским. Монастырь же святого Пантелеймона, принадлежавший на Афоне солунянам, был отдан решением прота в 1172 г. Русский монастырь был основан в густом лесу, на вершине горы, в часе пути от Кареи и существовал до XVIII в. В XIV и XV вв. его величали в грамотах лаврой и даже царской лаврой. Сюда пришел в начале и сербский царевич Савва. Не забывали его своими подаяниями вслед за сербскими владетелями и молдавские и валахские господари, а потом и царь Иван Грозный и династия Романовых. Но после 1770-х гг. Русику пришлось плохо: иноки должны были оставить его из-за неимения средств к существованию. Осталась одна монастырская пристань с храмом Вознесения, где в 1803 г. и была основана русская обитель монахом Саввой на средства, данные господарем Молдавии, князем Каллимахи. Возникшее здесь общежитие чуть не прекратилось в годы испытаний 1816–1828 гг. Но мир в Адрианополе дал возможность вновь собрать братию. Монастырь начал восстанавливаться под управлением Герасима, преемника Саввы, когда приступили к сооружению зданий, теперь украшающих эту обитель, начиная с храма св. Пантелеймона, где хранится голова этого великомученика вместе с другими мощами. В монастырском архиве хранятся хрисовулы греческих императоров, сербских и русских царей, с XIII до конца XVII вв., счетом до 50-ти. Грамотой 29 февраля 1660 г. архимандриту этого монастыря было разрешено через четыре года в пятый приезжать в Россию за милостыней.

 



 
PR-CY.ru