Словарь по христианству А АФОН, Святая гора

АФОН, Святая гора

АФОН, Святая гора – узкий гористый полуостров на северо-востоке Греции, вдающийся в Эгейское море; его длина около 57 км, ширина до 7 км, общая площадь 389 кв. км. Это 1/3 часть крупного полуострова Халкидики. Свое название Святая гора получила от горы Афон (2033 м над уровнем моря), расположенной на южной оконечности Халкидики. За исключением южного пика и прилегающих к нему скал, она почти вся покрыта роскошной растительностью; здесь растут лимоны, апельсины, груши, орехи и каштаны; насажены виноградники, доставляющие афонской братии прекрасные вина. Особенно хорошо возделан восточный склон. Горные ручейки снабжают обитателей Афона свежей водой, морской ветер умеряет летний зной. Снег выпадает редко и держится недолго. Птиц на Афоне мало, зверей почти нет. Нет широких дорог, но почти повсюду проложены многочисленные тропинки. На горизонте – вершины высоких гор, с Олимпом во главе. Главный порт – г. Дафни, административный центр – г. Карея. Положение на берегу моря, богатство природы и удобные гавани издавна привлекали сюда население; здесь были греческие колонии – Дион, Олофиксос, Фиссос, Клеоны и Акрофон. Греческие историки рассказывают, что в 480 г. до н.э. персидский царь Ксеркс велел прорыть канал через перешеек в северной части Афона. Когда здесь началась монашеская жизнь, в точности не известно, но гораздо раньше, чем в Сирии и Египте. Христианские подвижники селились на Афоне с эпохи раннего христианства (III в.), а в период иконоборчества (VIII в.) сюда эмигрировали сторонники иконопочитания. Основание храма и обители в г. Карее (на плоской возвышенности, в средней долине, на севере от горных круч Афона) монашеские предания относят ко времени Константина I Великого (323–337 гг.). Но сколько-нибудь достоверные сведения об этом относятся только к концу XII в. «Святой горой», заселенной преимущественно монашествующими, Афон стал в XI в. Первую киновию на Афоне основал, по преданию, св. Афанасий Афонский (около 920 – около 1000 гг.) в 963 г. при содействии византийского императора Никифора Фоки (963–969 гг.). Русские отшельники появились на Афоне между 1016 и 1142 гг. Возможно, уже к 1030 г. образовался первый русский скит – Ксилургу в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1169 г. общине Ксилургу был бессрочно передан пришедший к тому времени в запустение небольшой монастырь X в. Фессалоникеос, ставший впоследствии прославленной обителью – Свято-Пантелеймоновым монастырем. Афон издревле был иноческой республикой, средоточием восточно-христианской (православной) мужской аскетической практики. Монашествующих здесь обычно было 5-6 тысяч, расположено 20 больших монастырей, 12 скитов и до 700 отдельных келий; светский элемент отсутствует. Здесь нет ни городов, ни деревень; не допускаются сюда ни женщины, ни даже животные женского пола. Монахи служат в церкви, работают в садах, огородах, кузницах, столярных и иконописных мастерских, на морских судах и пр. Все афонские монастыри разделяются на общежительные (киновии) и штатные (идиоритмы). Основная черта киновийного общежития состоит в отречении от всякой личной собственности; здесь все общее – и труд, и трапеза, и платье. В штатных монастырях монахи пользуются значительной свободой: церковные службы здесь не столь продолжительны, общемонастырский труд может быть заменен наймом. Келейные уставы также не особенно строги – каждый монах приготавливает пищу для себя сам, разрешается даже употребление мяса.

 



 
PR-CY.ru