Словарь по христианству А АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ

АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ

АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ, епископ Александрийский (около 295–373 гг.) – знаменитый полемист и богослов, Отец и Учитель христианской церкви, ее вождь в борьбе с арианами. О жизни Афанасия Великого до вступления в клир почти ничего не известно. Известно лишь, что он был уроженцем Александрии, выходцем из эллинизированной среды, не получил в детстве классического образования, но хорошо знал труды древнегреческих поэтов и философов, а его собственные сочинения стали образцами агиографического и эпистолярного жанров. Григорий Богослов сообщает, что он «изучал светские науки, однако, немного времени, с тем только, чтобы и в этом не казаться совершенно неопытным и не знающим того, что почитал достойным презрения. Он не терпел, чтобы благородные и богатые дарования души были упражняемы в предметах суетных». Зато Афанасий Великий «был рано напоен божественными правилами и уроками». В юношеские годы он был несколько лет анагностом (чтецом), а с 325 г. – диаконом Александрийской церкви (см. Александрийская православная церковь), секретарем александрийского епископа Александра (ум. в 328 г.), которого в качестве доверенного лица сопровождал на Никейский Вселенский собор (325 г.), где проявил себя как талантливый оратор и непримиримый борец с арианством, «с дерзновением восставал против нечестия Ария». 17 апреля 326 г. Афанасий Великий «по приговору всего народа возводится на престол св. Марка», хотя его враги утверждали, что «о нем напоминали только немногие, и рукоположен он тайно». Считается, что на Александрийскую кафедру он был избран в 328 г. (после смерти епископа Александра). Вскоре Афанасий Великий занялся укреплением позиций православия, поскольку арианство в его диоцезе было сильным. Злоключения Афанасия Великого начинаются после собора 325 г. Большую часть своего долгого правления он провел в изгнании: пять раз оставлял кафедру и столько же раз возвращался на нее. С архипастырскими визитами Афанасий Великий посетил Фиваиду, Пентополь, обители Нижнего Египта. Ариане и их союзники мелитиане неоднократно пытались опорочить его в глазах императора, что привело к тому, что в 335 г. Афанасий Великий был сослан Константином I (323–337 гг.) в Трир, где нашел поддержку у сына императора, кесаря Константина II (337–340 гг.), правившего западными областями Римской империи. Пишут, что после Никейского собора в настроении императора Константина произошел переворот под влиянием, главным образом, семейной катастрофы: он убил свою жену Фавсту и сына Криспа, а потом и зятя Лициния. В то время открылись мощи Лукиана, которого ариане считали своим покровителем. Вдова Лициния, Констанция, сестра императора, стала оказывать влияние на него в пользу ариан. Большинство восточного епископата оказалось не на стороне никейского вероопределения. При таких условиях (с учетом мнения большинства восточного епископата) стареющий император начинает прислушиваться к умным и тактичным друзьям Ария, самым опасным врагом которых был Афанасий Александрийский. Против него была пущена в ход масса обвинений, в том числе указание на то, что тот собирается оставить столицу империи без египетского хлеба (видимо, вся торговля зерном находилась в руках клира). Афанасий не раз удачно оправдывался, но для императора было важнее не то, кто из них прав или неправ, а то, что оставленная без хлеба столица могла поднять мятеж («хлеб – всему голова»). К тому же, постоянные жалобы утомили его, и Афанасий Великий был вынужден отправиться в Трир. После смерти императора, при поддержке его сыновей, управлявших Западом, в 337 г. Афанасий Великий смог вернуться в Александрию и продолжить борьбу с арианами, в чем ему помогал Антоний Великий, но ненадолго.

 



 
PR-CY.ru