Словарь по христианству А АРХОНТИКИ

АРХОНТИКИ

АРХОНТИКИ (от греч. «принадлежащий правителю») – последователи одного из направлений гностицизма, получившее распространение в IV в. Основатель – пресвитер одного из селений близ Иерусалима – Петр. В дальнейшем через учеников Петра архонтики появились в Армении, где имели достаточно большое влияние, в том числе среди знати. Их учение – типично гностическое: опираясь на учение Василида, архонтики строили свою религиозную систему по гностической схеме. Они допускали «осмерицу и семерицу небес», говорили, что «есть князи на семи небесах, на каждом по одному, но у каждого князя есть свой полк, а превыше всех, на восьмом небе, находится светлая матерь». Архонтики утверждали, что Отец, являющийся «нерожденным», создает эоны – созидательные мировые силы и архонты (мифические прародители). Высшим архонтом является Иисус Христос. Помимо Него в числе архонтов фигурируют ангелы, создающие небеса. Небеса включают в себя несколько уровней (не менее восьми), каждый из которых имеет своего правителя – архонта. Архонтики отрицали таинства и возможность воскресения плоти, «собирали много разных книг, чтобы казалось, что они имеют средства представить много подтверждений для своего учения». Они вели аскетически-монашеский образ жизни, уходили от мира, были отшельниками. Большое место в их жизни отводилось милосердно-благотворительной деятельности. Петр, например, все имущество свое раздал бедным и жил в пещере, ежедневно творя милостыню. Архонтики в качестве еретического направления критиковались христианскими авторами (Иринеем Лионским и др.). Им в вину ставилось язычество и слишком аллегорическое толкование священных текстов, в том числе и апокрифы, на которые архонтики во многом опирались в своих теоретических построениях (например, «Восхождение Исайи» и др.). Официальная христианская церковь отвергла и осудила их, как и гностицизм в целом. Сведения о них содержатся в «Творениях» Епифания Кипрского.

 
PR-CY.ru