АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ - Страница 3

 

Они требовали от папы, чтоб он отказался от светской власти и «вотчины св. Петра» (Папского государства) и довольствовался «десятинами, приношениями и примициями». Евгений III, не желая санкционировать возмущение и не в силах бороться с ним, бежал во Францию, спасаясь от народного бунта. Этим моментом воспользовался Арнольд Брешианский. В 1146 г. он явился в Рим и встал во главе движения не только как реформатор, но и как политический трибун, поскольку оно зажгло новым огнем его страстную душу романтика и народного вождя. И хотя в мятежах он не принимал никакого участия, но, воодушевляясь воспоминаниями о величии Древнего Рима, говорил проповеди против светского владычества пап и ратовал за восстановление древней Римской республики. Но если раньше Арнольд нападал на папу как на недостойного главу церкви, как на «мужа крови, именем которого совершаются пожары и убийства, который только и занят тем, чтобы напитать свое тело и наполнить свои шкатулки, опустошая чужие», то теперь он говорит о том позоре, который падает на Рим, «главу мира», вследствие порабощения его папе. Среди развалин Campo Vaccino древней республики он собирает «квиритов» и говорит им о величии древней республики, о чистоте первоначальной христианской общины, цитируя Тита Ливия и апостола Павла, Евангелие и политические трактаты римских писателей. Он вырабатывает собственный план политической реформы в более демократическом духе: 1) за папой сохраняется только авторитет церковного учителя и судьи; 2) к сенату, который будет заседать в реставрированном Капитолии, должна быть присоединена курия представителей среднего рыцарского класса; 3) на форуме восстанавливается народное собрание. Эти планы были отчасти осуществлены, и влияние Арнольда Брешианского в течение семи лет продержалось в «восстановленной республике». Однако римляне не обладали республиканскими добродетелями своих предков и не понимали христианского учения, которым Арнольд хотел облагородить их стремления к политической свободе. Скорее, следует даже удивляться относительной устойчивости этого влияния. Арнольд Брешианский был слишком восторженным мечтателем, слишком наивно-доверчивым человеком, чтобы создать нечто прочное в области политики. Он отдавал дело «возрождения римского величия и христианского идеала» в слишком неподходящие и слишком разные руки. Арнольд возбуждал страсти, которых не умел сдерживать. Поэтому годы классической христианской идиллии были ознаменованы интригами в среде «сената», мелкими и крупными уличными беспорядками, разграблением домов церковных прелатов, драками и убийствами. Растущая анархия начинала вызывать тревогу более умеренных элементов. В это время вернулся из похода император Конрад III Гогенштауфен (1138–1152 гг.), к которому обратились обе враждующие стороны: папы – с требованием военной помощи, римляне – с предложением встать во главе восстановленного Рима. «Республика не исключает империи», наоборот: избранный сенатом и народом император должен был увенчать ее. В таком духе императору были поданы три послания, в авторе которых, подписавшемся «преданный член сената», можно было без труда узнать Арнольда Брешианского.

 



 
PR-CY.ru