АРСЕНИЙ Грек

АРСЕНИЙ Грек – иеромонах, справщик (переводчик) богослужебных греческих и латинских книг XVII в. и учитель греко-латинской школы. Родился около 1610 г. По одним источникам – в Солуни, а по его собственным словам – в турецком городе Трикале. Когда Арсению минуло 14 лет, его старший брат, архимандрит Афанасий, по обычаю греков того времени, отвез его в Венецию для обучения грамматике, а оттуда в Рим. Здесь Арсений, по его собственным показаниям, данным впоследствии кн. Н.И. Одоевскому в Москве, учился «Омирову и аристотелеву учению и седьми соборам». Когда дело дошло до 8 и 9 Соборов, и от него, по римскому обычаю, потребовали клятву, что он примет римскую веру, т.к. иначе «того учения никому не открывают и учить не велят», то он, во избежание неприятностей со стороны католического духовенства, прикинулся больным и уехал из Рима. Впоследствии, однако, находясь в ссылке в Соловках, Арсений сознался, что во время пребывания в столице папы он в действительности переменял веру, потому что иначе бы его не приняли в римское училище. Позднее он три года обучался в Падуанском университете философским и врачебным наукам. Вернувшись на родину и заметив, что братья заподозрили его в отступничестве от православия во время пребывания в Риме, он торжественно проклял папскую веру и затем, 23 лет от роду, принял монашество. Пробыв некоторое время игуменом в монастыре на о-ве Кяфе, он жил затем у валахского воеводы Матвея и молдавского воеводы Василия. Пробыв у последнего два года, он решил отправиться в Киевскую академию, пользовавшуюся в то время громкой славой рассадника славянского образования; но в Львове узнал, что в академию не принимают без разрешения польского короля. Отправившись в Варшаву, Арсений был допущен к королю, которого вылечил от каменной болезни, за что получил грамоту к Киевскому митрополиту Сильвестру Коссову. В Киеве Арсений встретился с Иерусалимским патриархом Паисием, которому очень понравился своим умом и разносторонним образованием. Тот взял его с собой в Москву, куда они прибыли 26-го января 1649 г. В Москве Паисий хвалил его пред всеми и на все время своего пребывания в столице зачислил в штат своей патриаршей свиты, так что молодой грек (как «патриарший уставщик») наравне с прочими членами получил на прощальной аудиенции, данной царем патриарху, «царское жалованье». С отъездом Паисия, Арсений («яко многим языком искусный») по приглашению царя Алексея Михайловича занялся было учительством, но вскоре одно обстоятельство неожиданно прервало его педагогическую деятельность. На обратном пути через Киев и Валахию патриарх Паисий узнал от тамошнего населения такие нелестные для репутации рекомендованного им русскому правительству грека отзывы, что счел своим долгом с дороги сообщить об этом в Москву. «Еще да будет ведомо тебе, благочестивый царь, про Арсения, – доносил патриарх со слов малороссов и валахов, – что он... прежде был иноком и священником и сделался басурманом; потом бежал к ляхам и у них обратился в униата, – способен на всякое злое безделие: испытайте его добре и все это найдете...» Донесение патриарха обратило на себя внимание царя. Князю Н.И. Одоевскому и думному дьяку М. Волошенинову было велено учинить допрос Арсению, но он от всего отказывался. Энергически отрицая все обвинения, Арсений торжественно заявил, что «буде кто уличит его в таком двойном отступничестве, тогда пусть царское величество велит снять с него шкуру: милости в том он, Арсений, у государя не просит». Однако когда предубежденный против подсудимого письмом патриарха князь Одоевский пригрозил телесным осмотром, то Арсений сознался, что он действительно был «обасурманен неволею», но впоследствии принес покаяние янинскому митрополиту и был им помазан миром.

 



 
PR-CY.ru