АРСЕНИЙ Глухой, Селижаровец

АРСЕНИЙ Глухой, Селижаровец – монах Ниловой пустыни, расположенной на берегу оз. Селигер, один из видных справщиков (переписчиков) XVII в. Во время своих странствий изучил грамматику, «священную философию» (диалектику), латинский и греческий языки. Когда в 1615 г. было предпринято первое исправление богослужебных книг от «тьмочисленных» ошибок, вкравшихся в них из-за невежества прежних справщиков, Арсений, проживавший в Троице-Сергиевой лавре, был назначен в помощь преподобному Дионисию и попу Ивану Наседке. Арсений понимал, что исправление книг, освященных употреблением нескольких поколений, «простым людям будет смутно», что оно возбудит неудовольствие массы лиц, причастных к печатанию прежних книг, и даже самого митрополита Ионы, заместителя патриаршего престола, который от этого дела был устранен. Поэтому Арсений всячески уклонялся от щекотливого поручения, но честолюбие Ивана Наседки, имевшего сильное влияние на Дионисия, взяло верх, и справщики приступили к рассмотрению и исправлению книг. Сличая московские издания с несколькими десятками славянских и греческих списков, Арсений и его товарищи рассмотрели Требник, Цветную триодь, Октоих, Общую минею, Месячную минею, Псалтырь, Каноник и церковный Устав. В 1618 г. Дионисий отвез в Москву исправленный текст. Случилось то, что предвидел Арсений: Иона, оскорбившись тем, что справщики нашли ошибки в книгах, изданных уже при нем, созвал собор, который занялся не обсуждением исправлений, а осуждением справщиков. В вину им ставилось в особенности то, что в молитве на день Богоявления Господня, которая в прежнем Требнике кончалась словами «сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом твоим святым и огнем», справщики «вымарали» слова «и огнем». Все доказательства, приведенные Арсением и его товарищами в свое оправдание, не привели ни к чему: они были осуждены и подвергнуты целому ряду истязаний. После пытки в Вознесенском монастыре Арсений содержался в тяжком заключении на Кирилловском подворье, откуда он написал два послания к боярину Борису Салтыкову и протопопу Ивану Лукьяновичу (последнее было опубликовано в «Православном обозрении» за 1862 г.). Эти послания яркими красками рисуют поразительное невежество московского духовенства того времени и содержат некоторые данные для биографии их составителя. В июле 1619 г. злополучные справщики по ходатайству патриарха Иерусалимского, гостившего тогда в Москве, были освобождены, а после возвращения Филарета, исключившего слова «и огнем» в Требнике, Арсений был снова приставлен к книжному делу и еще долго работал на печатном дворе.

 
PR-CY.ru