Словарь по христианству А АРНОБИЙ Старший

АРНОБИЙ Старший

АРНОБИЙ Старший (около 240 – около 330 гг.) – раннехристианский апологет, автор трактата «Против язычников», преподаватель риторики в Сикке (Нумидия). В число его учеников входил знаменитый впоследствии апологет Лактанций. По рассказу самого Арнобия, вначале он был язычником и выступал против христианства, пока под действием неких откровений, полученных во сне, не уверовал во Христа. Около 296 г. он обратился в христианство и выступил в его защиту. Работу над трактатом «Против язычников» («Disputationes adversus nationis») Арнобий начал по требованию епископа Сикки, чтобы доказать искренность своего обращения. В «Хронике» Иеронима указывается 327 год как время, когда Арнобий Старший получил широкую известность, однако некоторые исследователи считают, что эта дата ошибочна и может быть связана лишь с его смертью. Вопрос о том, когда и в течение какого промежутка времени было написано единственное сочинение Арнобия Старшего, остается до конца не разрешенным. Первые две книги были написаны, вероятно, около 300 г. В четвертой книге упоминается о сожжении христианских книг и разрушении церквей; значит, она была написана уже после начала гонения императора Диоклетиана (303 г.). Арнобий нигде не говорит о прекращении преследования христиан, что, возможно, свидетельствует о том, что все сочинение было закончено до обнародования эдикта о веротерпимости императора Галерия (311 г.). Недостаточная литературная завершенность седьмой книги может свидетельствовать о том, что Арнобий не успел ее закончить. Его трактат в целом можно разделить на две части: апологетическую (книги 1–2) и полемическую (книги 3–7). В первой книге Арнобий опровергает обвинения в том, что христиане, отказывающиеся почитать языческих богов, виновны в стихийных бедствиях и социальных катаклизмах, а также кратко излагает основные положения учения о Едином Боге и Христе. Во второй книге говорится о том, что Христос принес на землю истинную религию, которую доказал Своими делами, а многие ее положения подтверждают даже языческие философы. Здесь исследуется также вопрос о природе человеческой души и о происхождении зла. В третьей книге Арнобий едко высмеивает языческую религию и антропоморфические представления о Боге, а в четвертой дает представление о богах как гипостазированных понятиях. В пятой книге рассказывается о языческом культе (в частности, о практике мистерий), а также даются аллегорические толкования мифов о богах. В шестой книге он осуждает язычество за поклонение материальным предметам (идолам, святилищам и т.д.), что противоречит истинному духовному богопочитанию. В седьмой доказывается бессмысленность языческих жертвоприношений, им противопоставляется духовное служение христиан Богу. Здесь же показывается несостоятельность представлений о гневе богов, который несовместим с бесстрастной природой истинного Божества. Таким образом, Арнобий Старший доказывал, что христианство неповинно в постоянно происходящих катаклизмах и отмечал иррациональный характер языческой мифологии, а божественное происхождение христианства обосновывал фактом его быстрого распространения, чудесами Христа и мученичеством Его приверженцев. Источники его сочинения не поддаются точному определению. Из христианских писателей он, вероятно, знаком с Климентом Александрийским. Множество параллелей есть у него и с апологетическими сочинениями Минуция Феликса, Тертуллиана и Киприана Карфагенского. Из античных философов Арнобий ссылается на Платона (на протяжении всей второй книги), орфиков, Евгемера и его школу, Зенона Китийского, Хрисиппа и Эпикура, представителей Новой и Средней Платоновской академии Аркесилая и Карнеада, философа и ученого I в. Нигидия Фигула и многих других античных авторов.

 



 
PR-CY.ru